Окинава
146 лет тому назад, в 1854 году по европейскому летосчислению Окинаву, тогда называвшуюся Королевством Рюкю, посетил фрегат "Паллада", капитаном которого был Путятин, и на котором присутствовал знаменитый русский писатель Гончаров. Вернувшись в Россию, Гончаров в своей книге о путешествии подробно описал и Окинаву. Важно и то, что на корабле находились два важных для истории Окинавы человека. Один из них - член российской дипломатической миссии Гошкевич, а второй - священник русской Православной Церкви Аввакум. Оба они имели опыт изучения положения в Азии и Китае во время пребывания в Пекине. Тогда же в Пекине учился один рюкюсец. Его звали Макиси Тётю и он в течение трех лет поддерживал с Гошкевичем и Аввакумом отношения тесной дружбы, так что при его возвращении на родину он получил от них памятные подарки.
А через 10 лет они прибыли на Окинаву на "Палладе" и в порту состоялась их историческая встреча с Макиси Тётю. Россия тогда все дальше распространяла свои связи в Азии, и вот двое русских встретились на Окинаве с другом из местных жителей. Об этой встрече с Макиси Тётю Гончаров пишет в своей книге.
Еще одна причина моего интереса к России связана с именем русского языковеда Николая Невского. Еще до 1917 года он приехал в Японию заниматься исследованиями и не смог вернуться на родину сразу после революции, продолжив научную работу в Японии. Был он и на Окинаве и занимался изучением острова Мияко, что было около 80 лет тому назад. Еще до поездки на Окинаву, Невский познакомился в Токио со студентом, приехавшим с острова Мияко. Два месяца он обучался у этого студента диалекту Мияко, так что когда он сошел с корабля на остров, смог разговаривать с местными жителями на их языке. На острове я встречал пожилую женщину, которая была тогда совсем маленькой девочкой, и теперь еще помнит то удивление, которое вызвал не похожий на местных жителей европеец, заговоривший на привычном для островитян диалекте. Результаты лингвистических исследований Невского на острове Мияко и теперь еще высоко ценят окинавские ученые и продолжают внимательно их изучать.
Эти два события - визит фрегата "Паллада" 146 лет назад и приезд
на Окинаву Невского 80 лет назад весьма заинтересовали меня как историка и вызвали желание побывать в России.
ЭКОЛОГИЯ И ВОЙНА
Окинава имеет репутацию уникальной территории в составе Японии. Страна в целом состоит из 47 префектур, но лишь в одной из них - на субтропических островах Окинавы - никогда не выпадает снег. Острова эти окружены богатейшими, как на Гавайах, коралловыми рифами, и изобилуют редкими представителями мировой фауны, так что и по своей природе она отличается от остальных областей Японии. Весьма своеобразным окинавским животным является, например, дикая горная кошка о-ва Ириомотэ. Водится здесь и не летающая птица Ямбарукуина.
Только Окинава - это префектура, составленная из множества островов, 47 из которых обитаемы, и вместе с акваторией имеющая самую крупную территорию, восточная (о-в Китадайто) и западная (о-в Ёнагуни) точки которой разделены 1000 километрами, а южная (о-в Хатэрума) и северная (о-в Иоо) - 400 километрами.
Природа Окинавы влияла и мифические представления людей. По мнению жителей некоторых островов, боги живут за линией морского горизонта в стране Нираиканаи. В день праздника местные жрицы (ибо мужчинам божества не видны) встречают бога на морском берегу и провожают в селение. Несколько дней бог гостит на острове, для него устраиваются пиршества и увеселения .... При завершении праздника женщины вновь провожают бога на берег, и он удаляется в свою страну.
Такие праздники устраиваются во многих местах, так что бог, должно быть, весьма занят. Подобные представления могли возникнуть только в островном государстве.
К сожалению, война нанесла серьезный урон замечательной природе островов, не менее, чем культуре их населения.
В смысле масштабов ущерба, причиненного войной, опыт Окинавы также выделяется среди других японских территорий. Более полувека тому назад Япония развязала Тихоокеанскую войну против коалиции государств во главе с Соединенными штатами, поражение в которой с течением времени становилось все более очевидным. Весной-летом 1945 года воюющие стороны столкнулись в особо ожесточенных наземных сражениях на Окинаве, служившей важнейшим оборонительным плацдармом для японской стороны и наступательным для противника.
Жители Окинавы, чья зона обитания стала полем сражений, потеряли в огне войны 25 процентов соотечественников. Было уничтожено почти все многовековое культурное наследие островов, погибли замечательные по красоте традиционные пейзажи. Как жертвы войны всемирно известны подвергшиеся атомной бомбардировке города Хиросима и Нагасаки, однако и Окинава - один из тех районов, о которых не следует забывать, говоря о войне в Японии.
АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ И ВОЗВРАТ ТЕРРИТОРИИ ЯПОНИИ
В результате поражения в Тихоокеанской войне Окинава единственной из 47 префектур была отделена от остальной Японии и долго находилась под управлением Соединенных Штатов, а с развитием холодной войны на ее территории была моментально создана
система американских военных баз, и она стала незаменимым опорным пунктом геостратегии США. Сложилась ситуация, когда по определению одного журналиста, "не американские базы находились на Окинаве, но Окинава - на базах".
Американская оккупация продолжалась долгих 27 лет, и за это время стали очевидны две проблемы. Первая - конфликт интересов американской администрации, для которой приоритетны задачи баз, с одной стороны и населения островов - с другой. Вторая - сложность национальной самоидентификации для окинавцев, не понимавших, кому они, собственно, принадлежат? Политическое стремление разрешить эти две проблемы породило движение за вывод Окинавы из американской юрисдикции и возврат ее Японии.
15 мая 1972 года в соответствии с японо-американским межправительственным соглашением Окинава была возвращена Японии и вновь стала одной из ее 47 префектур. Международные политологи оценивают это как редкостный случай мирного возвращения территории, утраченной в результате военного поражения, однако до осуществления желаемого понадобились многие страдания и усилия людей. Итак, Окинава обладает отсутствующим у других префектур Японии опытом 27-летнего пребывания вне политической структуры страны и затем возврата в нее в результате настоятельных требований населения.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Минуло уже 28 лет с тех пор, как закончился период американского правления и Окинава была возвращена Японии. За это время инвестиции японского правительства в инфраструктуру Окинавы, помощь ее производительным силам, экономике способствовала уверенному развитию региона.
Однако на островах по сей день расположены 75 процентов всех американских баз в Японии, и подобное распределение бремени вряд ли можно признать справедливым.
В отношении "ущерба от баз", то есть связанных с ними несчастных случаев, правонарушений американских военнослужащих и т.д., жители Окинавы по-прежнему подвержены самому большому риску в сравнении с другими японцами. К тому же Окинава - это район столкновения различных взглядов и идеологических установок по вопросу о базах, ибо в союзных отношениях Японии и Америки базы эти занимают важнейшее стратегическое положение. Таким образом, еще одна особенность Окинавы в том, что это регион, сотрясаемый политическими спорами о базах.
Уже вышеперечисленных четырех обстоятельств - проблем экологии, военного опыта, эпохи американского правления и возврата в состав Японии, а также остающихся на островах военных баз -достаточно, чтобы понять, сколь уникально положение Окинавы в Японии. И тем не менее, именно здесь в июле состоится встреча руководителей крупнейших держав мира.
Впрочем, уникальность Окинавы не исчерпывается упомянутыми сложностями. Необходимо принять во внимание и более глубокие и давние проблемы истории.
К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИИ
СТРАНА ПОД НАЗВАНИЕМ "КОРОЛЕВСТВО РЮКЮ"
По данным археологов несколько тысяч лет назад Окинава и основная
территория Японии имели много общего в культуре. С этим сходятся и наблюдения лингвистов. Известно, что историю Окинавы формировали люди, говорившие на древнеяпонском. Таким образом, в культуре и языке Окинава и Япония имеют общие корни.
Японский язык подразделяется на две неравные группы диалектов. В первую, охватывающую основную территорию страны и 99 процентов 130-миллионного японского населения, входят диалекты районов Тохоку, Канто, Кансай, Кюсю и т.д., а во вторую, соответствующую оставшемуся одному проценту (1 млн. 300 тыс. человек) - окинавские диалекты Амами, Кунигами, Сюри, Наха, Яэяма и т.д. По мнению лингвистов, причина столь непропорционального разделения диалектных групп в том, что еще в глубокой древности из общего протояпонского языка выделились и затем долгое время развивались самостоятельно две линии: основной японской территории и Окинавы.
Языки, отправившиеся, образно говоря, с одной станции, поезд истории все дальше развозил по двум взаимно расходящимся маршрутам. На рубеже 14 и 15 веков на островах Окинавы возникло суверенное государство, именуемое Королевством Рюкю и развивающееся в ином, нежели основная территория Японии, направлении. В королевстве сложилась особая система правления с центром в замке Сюри.
С тех пор на протяжении 500 лет королевство поддерживало дипломатические и торговые отношения с Китаем, Японией, Кореей, странами ЮВА, развиваясь как типичная морская держава Восточной Азии. За этот период, усваивая культуру азиатских стран и проявляя собственную культурную самобытность, оно сформировало оригинальную традицию культуры Окинавы или Королевства Рюкю. В Японии нет больше префектуры с подобным багажом истории и культуры. Итак, Окинава - уникальный район Японии, до нового времени развивавшийся в русле собственной, не похожей на остальную территорию страны истории и обладавший особой культурой.
Среди прочих внешних связей с азиатскими странами особое место занимали взаимоотношения с Китаем. Правитель королевства Рюкю был вассалом китайского императора, и особо доверительные отношения между ними обеспечивали Рюкю постоянный режим благоприятствования в торговле с Китаем.
Подобные контакты с Китаем длились целых 500 лет, и есть основания полагать, что за это время по официальным каналам в Китае побывало 50-60 тысяч рюкюсцев.
Диалог с азиатскими странами оказал сильное воздействие на общеяпонский культурный базис Окинавы и привел к созданию особенной модели культуры. Так, например, в среде социальной элиты он породил оригинальную эстетику, в центре которой стояли музыкально-театральные жанры. Все эти достижения монархической эпохи ныне сохраняются как "традиционная культура".
ОТВЕРГНУТЫЕ ТРАДИЦИИ
Весной 1879 года недавно образовавшееся на основной территории современное японское государство в авторитарной манере упразднило Королевство Рюкю и учредило окинавскую префектуру. Это вызывало определенное сопротивление со стороны Окинавы, но в в итоге
японское правление было принято и таким образом 121 год назад началась история префектуры Окинава.
Создание более века тому назад окинавской префектуры оказало решающее воздействие на регион, хранивший традиции Королевства. Страна, накопившая богатейший опыт контактов с Китаем и другими азиатскими странами, в одночасье стала японской заштатной провинцией. Новое японское государство повернулось спиной к Азии и стремительно перестраивалось по европейским образцам. Девизом тогдашней Японии было "дацуа нюо" - вырваться из /отсталой/ Азии и войти в /передовую/ Европу".
Но при таком подходе более всего в Японии азиатски ориентированная Окинава также попадала в отсталые, и накопленный ею опыт традиций отрицался. В то время многие окинавцы владели не только нормативным пекинским диалектом китайского языка, но и провинциальным диалектом Фучжоу. Не мало из них получило образование в лучших учебных заведениях Китая. Но теперь они оказались никому не нужны.
Администрация Королевства располагалась в замке Сюри. Сохранились вопросы экзамена для зачисления на высшие чиновничьи должности. Пройдя один профессиональный тест, нужно было приступать к более сложному написанию сочинения. Однажды экзаменующимся была предложена следующая тема. Судно с жителями одного из мелких окинавских островков занесено в Китай. Китайское правительство оказало поддержку потерпевшим бедствие и вызвалось на своем корабле вернуть людей в Рюкю. Со своей стороны Королевство намерено в будущем году послать за ними в Китай собственный корабль. Требуется составить дипломатический документ, в котором вместе с выражением признательности китайскому правительству за оказание помощи необходимо убедить последнее в целесообразности возврата людей на рюкюском корабле.
Конкурсный рейтинг тогдашнего экзамена составлял 300 человек на место. Итак, Окинава располагала высоко образованными профессиональными кадрами, в том числе и дипломатическими, что свидетельствует о силе культурной традиции. Однако вследствие учреждения префектуры все это оказалось невостребованным. Для интеллигенции Окинавы события 1879 года стали радикальным переломом, повергшим их в растерянность и отчаяние. Об этом говорит хотя бы то, что ни один из них не оставил мемуаров.
Иными словами, новая история Окинавы началась с глубокого разочарования местной интеллигенции. Все окинавские преимущества были утеряны, и региону пришлось довольствоваться ролью отсталой, промышленно не развитой окраины Японии. Символичным проявлением этого стало превращение Окинавы в поставщика рабочей силы, направляющейся на заработки в промышленные районы Японии или за рубеж - на Гавайи, в Южную Америку и т.д. Деньги, тяжким трудом заработанные окинавцами - и мужчинами, и женщинами - на чужбине и присылаемые обедневшим семьям на родину, кое-как поддерживали местную экономику.
ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ
СПЕЦИФИКА РЕГИОНА ОКИНАВЫ
Через 70 лет после того, как Окинава из азиатски просвещенного
Королевства превратилась в самую отсталую префектуру Японии, там разразилась война, а затем последовал период американского управления.
Иными словами, азиатский, отсталый регион страны стал важной стратегической зоной сражений Японии и Америки, а после поражения Японии ему выпала участь превратиться в опорный пункт американской армии.
Все вышеперечисленное делает Окинаву уникальным районом Японии. Если окинавцу дать микрофон и спросить его: "Кто вы?", -большинство жителей, наверняка, ответят: "Японец и вместе с тем окинавец", либо:"0кинавец и гражданин Японии". И сейчас еще на Окинаве сохранилась традиция местных именовать "утинантю", а жителей основной территории страны - "яматонтю", что говорит о раздельной идентификации этих понятий.
ОКИНАВА — КОЛЫБЕЛЬ КАРАТЭ
Результаты археологических раскопок на Окинаве позволяют утверждать, что люди поселились на острове около 20 тысяч лет назад. Достоверно известно, что уже в III веке окинавцы имели связь с Азиатским континентом, об этом говорят обнаруженные в результате раскопок вблизи города Наха различные вещи из Китая, которые были предметом торговли. В Китае первые письменные упоминания об островах Рюкю появились в начале VII века. Эти таинственные острова там называли "Землей бессмертных счастливцев".
Ходили слухи, что жители островов сделаны из золота и серебра, а на острове растет волшебная трава, которая делает человека бессмертным. Легенды рассказывают, что великий император Китая Цинь Шихуан, поверив слухам, направил на поиски островов огромную экспедицию, но эти поиски были напрасными.
Китайцы продолжали свои поиски несколько столетий и, наконец, в 608 году острова были найдены. Несколько местных жителей захватили в плен и подвергли специальным "испытаниям на бессмертие", но несчастные пленники оказались смертными. Первый японский посол в китайской столице, увидев пленников, определил, что они очень похожи на жителей города Яку, расположенного к югу от острова Кюсю.
Этот остров из архипелага Рюкю, продолжающего острова к югу, послужил тем листом, где в результате сплавления китайского и японского миров родилась законченная форма боя голыми руками, которая попала в изолированную в те времена от внешнего мира Японию под названием "Каратэ".
Окинава на протяжении длительного периода времени была предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Поднебесной империи, так и со стороны Японии. Маленькое государство подвергалось постоянному политическому и военному давлению более могущественных соседей. Окинаву постиг удел всех малых государственных образований эпохи средневековья — островитяне встали перед выбором: либо добровольное принятие протектората, либо более чем реальная угроза быть завоеванными в жестокой войне. Однако малая территория и ограниченные людские ресурсы не позволяли вести продолжительные военные действия.
В 1372 г. Правитель
Окинавы признал вассальную зависимость от императорского двора династии Мин. Вскоре на острове появились колонии военной и гражданской миссий близ важнейших городов Сюри, Томари, Наха. Впоследствии именно в районах этих городов сформировались три крупнейшие ветви окинавского каратэ.
До 1429 г. на Окинаве существовало три княжества: Хокудзан, Чудзан и Нандзан, постоянно соперничавших между собой. Правитель Сё Ха-ши из Чудзан в конечном итоге завершил объединение острова, завоевав в междоусобной войне области Нандзан и Хокудзан.
Сё Ха-ши издает указ о запрете на ношение оружия, поскольку наличие последнего у жителей рано или поздно могло привести к массовым вооруженным выступлениям и краху властных структур. Исключение было сделано лишь для высшей знати и правительственных чиновников.
Крестьяне и ремесленники остались беззащитными перед произволом власть имущих чиновников. Пришлось искать защиты у местных мастеров-наставников по рукопашному бою, который назывался ОКИНАВА-ТЭ.
Необходимо отметить, что реликтовые системы рукопашного боя издавна существовали на Окинаве и практиковались в народе довольно широко. Первые документальные упоминания относятся к VII веку, и, вероятно, существовавшие тогда виды кулачного боя не носили концептуального характера, не представляли собой систему.
Другая особенность формирования рукопашного боя Окинавы заключалась в следующем: остров издавна служил прибежищем для разного рода беженцев. Остатки разгромленных дружин Тайра в XII век отправились на Окинаву и принесли передовое воинское искусство. Волны эмигрантов из Китая, особенно после свержения династии Мин в 1644 г., принесли множество элементов китайских воинских искусств, вошедших в арсенал окинавского боевого искусства. Смешиваясь с формами местного кулачного боя, китайские разновидности ЦЮАНЬ-ШУ и японские БУ-ДЗЮЦУ сформировали весьма специфическую систему рукопашного боя — ОКИНАВА-ТЭ.
Между тем торговые связи Окинавы с внешним миром расширялись. Документы из национальных архивов, открытых уже после II мировой войны, свидетельствуют о том, что между 1430 и 1570 гг. Окинава имела более 40 торговых представительств в соседних странах: Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Корее и др. Надо полагать, что и арсенал ОКИНАВА-ТЭ пополнялся элементами боевых техник из этих стран.
В 1477 г. Се-шин — старший сын правителя Сё Ха-ши вновь издает указ о запрете на ношение оружия, а также и на тренировочные занятия по системе ОКИНАВА-ТЭ. Начался длительный период подпольного развития боевого искусства.
В конце XVI в. из-за отказа участвовать в захватнических войнах на континенте против Кореи на стороне клана Сацума Япония получила повод для вторжения на Окинаву. В 1599 г. Сенэй, правитель Окинавы, обратился за помощью к императорскому двору Китая. На остров прибыли военные советники, специалисты по военному делу, ряд мастеров ЦЮАНЬ-ШУ для обучения населения. Это окончательно решило участь маленького государства, и
к тому же участились набеги японских пиратов на континентальное побережье Китая.
В 1606-1609 гг. несколько тысяч воинов-самураев под руководством клана Симадзу высадились на Окинаве. Сопротивление было недолгим и остров был захвачен и оккупирован. И вновь началась "охота за мечами" — КАТАНА-ГАРИ.
Жестокая налоговая политика и произвол захватчиков вызвали появление очагов организованного сопротивления, во главе которых стояли мастера ОКИНАВА-ТЭ. По ночам в укромных местах, в пещерах гористой местности, в глухих зарослях участники тайных групп собирались и совершенствовались в искусстве рукопашного боя. Может быть, поэтому иногда ОКИНАВА-ТЭ называют "школой в зарослях".
Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием, и весьма грозным, собственные руки и ноги. Нанося бесчисленные удары по стволам деревьев, они научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, концами пальцев протыкать тела своих врагов. А прыгая и бегая на корточках, они могли быстро перемещаться и ускользать от молниеносных ударов самурайским мечом. Носило ли это искусство массовый характер — неизвестно, однако факты подобного рода общеизвестны. Например, Тодзюн Мияги пальцами протыкал тушу быка. В подтверждение можно привести слова великого мастера окинавского каратэ Ясуцунэ Адзато, обращенные к ученикам: "Ваши руки и ноги должны стать мечами и копьями..."
Тем временем на континент отправляются посланцы с Окинавы перенимать боевой опыт у мастеров Китайского КЭМПО. В свою очередь, на Окинаву (правда, в разное время) прибывает плеяда блестящих мастеров КЭМПО: Ивая, Вайсин дзан, Ананку, Чинто, Сайора, Косокун, Асон, Сэйунтин и др.
К 1629 г. появляется термин ТЭ, обозначающий боевое искусство Окинавы, или ТОДЭ ("Континентальная рука"), что однозначно указывало на китайское происхождение. Появление ТОДЭ стало результатом слияния техники ОКИНАВА— ТЭ и ЦЮАНЬ-ШУ.
В хрониках "Осима-Хикки XVIII века упоминается, что мастер Косокун Гун Сян-дзюн, в свое время изучавший КЭМПО у одного монаха из Шаолиня, прибыл на Окинаву в сопровождении нескольких учеников и преподавал один из видов кэмпо, именовавшийся "кумиай-дзюцу". До сих пор в современном каратэ-до существует целый ряд формальных упражнений — КАТА, которые называются по именам своих создателей. Например, КАНКУ ("созерцание неба"), которая раньше называлась КУСЯНКУ и была создана мастером Косокуном. Ныне практикуется под разными названиями во многих окинавских и японских стилях, хотя первоначальный рисунок формы утрачен. Или же АНАНКУ, ЧИНТО, ДЖИОН, практикуемые в стилях СЕРИН-РЮ, ВАДО-РЮ, и САЙФА, СЭЙУТИН, практикуемые в ГОДЗЮ и СИТО-РЮ и др.
К концу XVIII в. искусство ТЭ получило наибольшее распространение в местностях близ трех крупнейших городов Окинавы, где Селились колонии китайских представительств
и миссий. Соответственно и ветви ТОДЕ условно подразделялись по названиям городов: СЮРИ-ТЭ, ТОМАРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Приблизительно с этого времени в окинавском каратэ начали появляться некоторые характеристики, свойственные современному каратэ. В это же время появляется в обозначении боевого искусства иероглиф "кара" в значении "Великий Китай эпохи Тан", или сокращенно "китайский" в контексте искусства рукопашного боя — "китайская рука".
Впервые же иероглиф "кара" ("китайский") появился в названии школы ТОДЕ мастера Сакугава. Она называлась КАРАТЭ-НО-САКУГАВА. А его ученик и последователь Сокон Моцумура в начале 30-х годов XIX века, после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства, создал школу СЕРИН-РЮ ГОКОКУ-АН КАРАТЭ ("Каратэ стиля Шао-линь для защиты отечества"). Эта школа стала основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее. Современный мастер каратэ Масаюки Хисатака так говорит об этом: "... В общем-то, каратэ едино, но если его рассматривать как дерево, то СЕРИНДЗИ-РЮ — это ствол. Все остальные стили, существующие на сегодня, вышли из СЕРИНДЗИ-РЮ. Так как СЕРИНДЗИ-РЮ считался самым главным стилем, первоосновой, им могли заниматься только самые лучшие, а остальные шли в другие стили, созданные на базе СЕРИНДЗИ-РЮ — СЕРИН-РЮ, СЕРЕЙ-РЮ и другие. В мире каратэ я молод, но любой сэнсэй кланяется мне первым, потому что мой стиль — это глава семьи каратэ. И когда я прихожу в любой зал, я всегда сижу в присутствии сэнсэя, будь он даже основателем стиля... "
Позднее, в 1887-89 годах на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: ТЭ стало называться КАРАТЭ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX в. когда Г. Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию.
Реформы Мэйдзи 1868 г. привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал частью великой империи, провинцией "страны восходящего солнца".
Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве. Еще в 90-х годах прошлого века на призывных пунктах чиновники и представители командования обратили внимание на хорошо физически развитых призывников с Окинавы, занимавшихся по системе ТЭ. Обобщив эти данные и данные, полученные в результате анализа восстания ихэтуаней в 1899 г. в Шаньдуне, было решено в порядке эксперимента ввести каратэ в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях Окинавы.
Первым наставником, преподающим каратэ открыто в государственном учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ Ясуцунэ Итосу, учитель и наставник Гитина Фунакоси и его соратников. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений, сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, впервые открыв широкой публике не только и не столько боевую технику ТЭ, но и расширив
трактовку боевого искусства как системы, подходящей для достижения целей спортивно-оздоровительного характера.
Вслед за введением каратэ в учебную программу последовала серия показательных выступлений Г. Фунакоси и его соратников. Первое из них документально зафиксировано и датируется 1902 г., когда он выступил перед уполномоченным инспектором по образованию префектуры Кагосима Синтаро Одзава. Результатом инспекции и стало введение каратэ в качестве учебной дисциплины в средней школе "Дайити" в г. Сюри и в педагогическом училище. В 1906 г. была организована первая публичная демонстрация каратэ, и к 1913 г. интерес к этому искусству возрос настолько, что Фунакоси подобрал целую труппу, специализировавшуюся на показательных выступлениях.
В 1917 г. Фунакоси по требованию министерства образования прибыл в Японию, в Киото, где он был представлен в БУТОКУДЭН, в центре традиционных воинских искусств. Однако, несмотря на полный успех его выступления, каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание в митрополии. Лишь после того, как кронпринц посетил Окинаву в 1921 году, где продемонстрировал свое искусство, он был официально приглашен в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г.
В 1924 г. был открыт первый клуб при общежитии в Мейсэй-дзюку, где проживали студенты с Окинавы. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера, наблюдая за успехами своего коллеги, также приняли активное участие в создании и пропаганде своих школ. Боевое искусство попало на благодатную почву, способствовавшую их бурному развитию. Угасавшая традиция получила новую жизнь на чужой земле. Окинавский мастер Кэнва Мабуни создал в 1930 г. стиль СИТО-РЮ. Несколько ранее другой знаменитый мастер НАХА-ТЭ Тодзюн Мияги создал стиль ГОДЗЮ-РЮ. Любопытная история появления названия ГОДЗЮ-РЮ. Дело в том, что Т. Мияги был первым, кто зарегистрировался в Нихон Буто-кукай — Всеяпонской организации боевых искусств. Произошло это в 1926 г. Вот как говорит об этом М. Хисатака:
"... Для того, чтобы зарегистрироваться и стать членом Бутокукай, надо было заполнить специальные бланки, которые разрабатывались для кэндо и в которых надо было указывать стиль или школу. Тодзюн Мияги, зарегистрировавшийся первым, не стал писать "серей-рю" или "наха-тэ", а придумал новое название, и так появился термин ГОДЗЮ-РЮ... Затем зарегистрировались СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ...".
К концу 30-х годов сформировался стиль ВАДО-РЮ, основанный доктором медицины Хиронори Оцукой.
В 1936 г. конференция мастеров окинавского каратэ, организованная газетой "Рюкю Симпо", утвердила новую концепцию каратэ, провозглашавшую приоритет духовного начала ("до") в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой".
Таким
образом искусство "китайской руки" превратилось в "путь пустой руки". Решение конференции вызвало неоднозначную реакцию в среде окинавских мастеров: многие отказались от новой трактовки древней традиции. Было ли это своеобразным выражением протеста против утраты независимости от Японии или же проявлением традиционной приверженности ко всему китайскому — неизвестно. Впервые же иероглиф "кара" ("пустой, небо") был предложен Томо Ханасиро еще в 1905 году. Эту идею поддержал Фунакоси и на протяжении многих лет пропагандировал ее. В конференции приняли участие К. Ябу, Т. Тибана, Т. Киян, Т. Ханасиро, Т. Мотобу, Т. Мияги и другие.
К началу второй мировой войны уже существовали четыре крупнейших стиля японского каратэ-до: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЕТОКАН И ВАДО-РЮ, послуживших основой для создания впоследствии множества других стилей и школ.
Ретроспективный обзор развития окинавского боевого искусства позволяет подвести некоторые итоги, отметить существенные моменты исторического плана, сыгравшие важную роль в формировании основ окинавского каратэ.
Итак, общую историю развития и становления можно ориентировочно представить следующими важнейшими этапами:
— I этап: возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на островах Рюкю и упоминающемся в японских хрониках "Нихон соку" ("Душа Японии"), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые связи с соседними странами.
— II этап: слияние техники окинавского рукопашного боя с системами китайского КЭМПО и формирование к 1629 г. системы ТЭ или ТОДЭ. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.
— III этап: дальнейшее развитие и формирование трех ветвей ТОДЭ, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: СЮРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Каратэ, практикуемое в районе г. Томари, считалось родственным СЮРИ-ТЭ. Примечательно, что до сих пор на Окинаве нет различия и разделения каратэ на стили: их все так же подразделяют на СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.
— IV этап: формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений традиционного окинавского каратэ — СЕРИН-РЮ и СЕРЕЙ-РЮ на основе СЕРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ АН КАРАТЭ и смешение ветвей СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ. СЕРИН-РЮ появился в результате смешения стилей СЮРИ-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ, а СЕРЕЙ-РЮ возник на основе НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.
— V этап: появление четырех крупнейших стилей каратэ-до в Японии — СЕТОКАН, ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ к концу 40-х годов.
— VI этап: появление множества различных стилей каратэ-до на основе смешения СЕРИН-РЮ, СЕРЕЙ-РЮ и четырех японских. Подавляющее большинство современных стилей и школ появились уже в 50-е годы.
Другими важнейшими особенностями
окинавского каратэ являются следующие.
Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика велись в значительном отрыве от религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера.
Практика боевого искусства в условиях постоянных запретов на ношение традиционных видов холодного оружия вызвала особый подход к использованию различных видов подручного оружия, и особенно предметов сельскохозяйственного труда: НУНТЯКУ, КАМА, ТОНФА, БО, ДЗЕ, САЙ.
В технический арсенал вошли исключительно простые и эффективные приемы, такие как "зонная" защита предплечьями, уходы телом с линии атаки ТАЙ-САБАКИ, сокрушающие удары руками, поскольку замысловатые движения вряд ли возможны были в схватке с вооруженным противником, в совершенстве владеющим холодным оружием.
Эти и другие обстоятельства со временем сформировали весьма характерный тип окинавского боевого искусства, девизом которого были простота и надежность, предельный рационализм в действиях и ярко выраженный ударно-силовой характер техники.
До середины прошлого века каратэ на Окинаве изучалось и практиковалось исключительно как смертоносное искусство, что предполагало особое отношение и к тренировочному процессу, поскольку он был связан с реальной опасностью для жизни, а занятия не носили массового характера, то есть каратэ не было доступно любому желающему. В силу исторических обстоятельств каратэ зачастую служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья.