Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. При всей необычности японского садово-паркового искусства сад из камней — еще более фантастическое зрелище. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философскими».
Как правило, они создавались при храмах или монастырях и предназначались только для созерцания. Пространство, в котором располагался такой сад, как бы искусственно замыкалось. И в нем, как в своеобразном микромире, очень продуманно и даже в некотором смысле изощренно группировались элементы природы — мхи и камни, песок и морская галька.
Скорее всего, это искусство сформировалось вместе с бусидо, кодексом рыцарской чести и дзэн с его философией иррационального. Оно возникало из условий средневековой Японии как стремление к уединению, самоуглублению и самосозерцанию. У сада камней существует множество толкований сути. В нем соединились такие стороны японской культуры, как стремление к естественности и минимализму. Миниатюризация в японском саду основывается на врожденном символизме, столь свойственном японской культуре. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков. И сад камней стал своеобразной квинтэссенцией этих принципов.
К этому предрасполагали и объективные причины. Если в Китае, в культуре, глубоко родственной Японии, которая, собственно, и дала основу для ее развития, могли возникнуть сады, предназначенные для прогулок, то на островах при вечной территориальной ограниченности прогулки становились все более условными. Изобретательность, изощренность японского склада ума, преподнесшая настоящие сюрпризы в XX в., сказывалась и в том далеком прошлом, при возникновении первых «каменных» садов. Настоящие японские сады и сады камней, в частности, практически не требуют движения в пространстве. Смена ракурса, поворот головы, шаг в сторону — и перед вами возникает совершенно другая картина, порой наполненная иным смыслом.
Все делается с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открываются для глаза новые перспективы, и каждый элемент, каждый камень занимают свое глубоко продуманное и точно найденное место. Основным принципом создания японского сада камней является гармоничное равновесие всех элементов. Однако они не должны быть одинакового размера, а в их размещении не должно быть симметрии.
Основной принцип, который должен соблюдаться при создании такого сада, — это неповторимость, скорее даже неповторимость всех элементов композиции. Каждая точка зрения должна существенно менять этот минипейзаж. Чаще всего композиция состоит из пятнадцати камней. Кроме того, перед создателями сада ставится очень сложная задача: план сада продумывается так, чтобы одновременно можно было увидеть не все камни, а только четырнадцать из них. Пятнадцатый скрывается от взгляда. И любой ракурс должен сохранять это правило.
По крайней мере, пятнадцать разных точек зрения продуманы так, что один из камней скрыт от наших глаз за другим, более большим камнем или за группой камней. Ярким примером этого типа служит знаменитый сад Пятнадцати камней монастыря Ргандзи в Киото, созданный в XVI-XVII вв.
Пятнадцать необработанных и неодинаковых по величине камней разбросаны по белому песку, вдоль одной стороны песчаного прямоугольника протянута деревянная галерея, с трех других он ограничен монастырскими стенами. С любой точки зрения видны только четырнадцать, пятнадцатый всегда скрыт от глаз посетителей.
Этот гениально спланированный хаос символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания. В этом саду, как во всем подлунном мире, всегда остается что-то непознанное, неизвестное, несосчитанное. Пожалуй, с помощью таких метафор ревнители дзэн-буддизма оттачивали свою способность открывать неожиданные стороны, казалось, хорошо знакомых явлений.
Камни тщательно подбираются по форме, цвету, фактуре. В композиции из них составляются следующие группы: основная, вспомогательная, «гостевая», связующая и т. д. Основная определяет всю композицию — высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду. Вспомогательная подчиняется главной группе и подчеркивает ее основную идею. «Гостевую» группу называют так потому, что она композиционно не подчиняется главной, но как бы уравновешивает ее. Связующая группа выполняет задачу композиционного объединения сада с домом. Кроме того, в большом саду могут возникнуть еще и другие группы, не укладывающиеся в эти определения.
Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая — слева, а средняя — справа. Задача дизайнера состоит в том, чтобы объединить все эти условия одной общей идеей, почувствовать фактуру, возможности каждого камня, найти точное, соразмерное соотношение камней. Решения, приемы должны объединять и чувство пространства, и пластическое видение ландшафта, и глубокое ощущение фактуры камней.
Достаточно часто в японском саду используют стены, однако они нужны не для того, чтобы оградить пространство. Нет, стена в первую очередь — для усиления зрительного впечатления. Она может быть контрастным фоном для группы камней или своей однообразностью, монотонностью подчеркивать линию, многоярусность ландшафта. Ее ровная однотонность может привлечь внимание зрителей к интересному камню. В саду императорского дворца за таким камнем построена стена, но для того чтобы разнообразить, обогатить вид, в стене оставлено большое окно, через него зрителям открывается вся перспектива сада.
Большое значение для организации нашего восприятия придается линии — ведь по линии взгляд может как бы скользить, унося нас в недостижимые дали. Линия может привести нас к интересному элементу или отвлечь взгляд от физической границы, как бы искривить пространство, увеличивая размер сада. А иногда линию можно, напротив, сделать малозаметной.
Чтобы подчеркнуть красоту камней, их своеобразие и оригинальность формы, как фон используется не только песок, как, например, в классическом саду, но также и галька. Ровные гладкие камушки, диапазон цвета которых простирается от черного до белого, покрывают поверхность земли и создают дополнительный декоративный эффект. Плоская поверхность площадок, покрытых галькой, как бы разрисовывается линиями. Это можно сделать, расчерчивая, расчесывая граблями на тонкие волнистые бороздки.
Главный принцип, которым обязан руководствоваться дизайнер сада, — это подражание природным ландшафтам. Пейзаж не столько придумывается, сколько в нем воспроизводится увиденное в природе. Дизайнерское решение делает его более выпуклым, ярким, отчетливым. Необходима полная гармония с природой, климатом данной местности. Желательно использовать растительный покров и камни, характерные именно для этих мест. О гармоничности их, композиционности уже позаботилась сама природа. Создателю сада надо лишь подсмотреть это у нее.
Одним из главных приемов, используемых в японском саду камней, является асимметрия. Если говорить о первоисточнике — природном ландшафте, то часто ли нам приходиться видеть симметричные формы в
природе? Практически никогда. А ведь окружающий пейзаж может тоже довольно активно вовлекаться в создание сада, конечно, если в нем есть что-нибудь заслуживающее нашего внимания. В природных условиях на Японских островах несложно найти такое обрамление для сада, в котором равноправно участвуют горы. Настоящий мастер сделает так, что горная цепь, а может быть, и сразу несколько горных цепей (ближняя и ряд дальних) будут казаться естественной оградой сада. Но на наших равнинах вряд ли удастся создать что-либо подобное. А вот использовать склон с открывающимся видом или живописность ближнего холма — это решение, достойное российского дизайнера.
Изначально созданный на небольшой территории, японский сад должен наполняться внутренними контрастами. Ведь мир, в понимании японцев, сочетает в себе светлое и темное, разумное и инстинктивное. Инь и ян, основные символы древней китайской философии, оказали свое влияние и на символизм, свойственный японской философии. Они постоянно взаимодействуют между собой. Ян, мужское начало, устремляется ввысь, а сфера инь, женского начала, — горизонтальность, приземленность. Поэтому часто в конструкции сада используются сочетания различных по своему построению композиций, темных и светлых пятен, цветовых контрастов, противостояние вертикальных и горизонтальных форм. Сад камней как явление философии сочетает в себе покой и движение, все перипетии житейского моря.
Итак, главная цель создателя сада — дать насладиться взгляду, насытив его разнообразными художественными впечатлениями. Но это только средство, а цель гораздо глубже. Сад — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий сад камней подобен любому другому произведению истинного искусства.
Полностью выдержать усадьбу в стиле японского сада камней в наших условиях весьма непросто, практически невозможно, да и, наверное, бессмысленно. Но вот создать уголок восточного сада на своем участке вполне реально.
Всегда надо видеть перед собой сверхзадачу, которая определяется философией родоначальников этого вида ландшафтного искусства. Естественность, природность прежде всего. Глубокая всеобъемлющая гармоничность окружающей среды и пространства сада вряд ли достижима. Но движение в этом направлении должно быть упорным и постоянным.
Выбор камней во многом должен определяться их соответствием натуральному, естественному облику. Камни как бы воспроизводят фактуру окружающего пространства, можно даже сказать, что они имитируют его. Хотя имитация должна быть максимально достоверной, не определимой ни на глаз, ни на ощупь. Не стоит забывать, что искусственность даже в самых маленьких количествах противоречит философии японского сада. То же самое можно сказать и о покрытии, занимающем основную площадь участка. Оно должно максимально вписываться в естественную среду. Растения, водопады, водоемы, окружающие основную композицию, не должны отнимать слишком большого
внимания у ее главных героев — гладких валунов, обрывистых скал и живописных каменных композиций.
Количество камней может быть большим или меньшим, здесь все зависит от величины участка земли, отведенного для сада, но обязательно нечетным. Наиболее оптимальным является нечетный ряд чисел от пяти до девятнадцати. Причем надо учитывать, что с возрастанием числа элементов задача дизайнера отнюдь не становится проще, пожалуй, даже наоборот. Если вспомнить те принципы, которые выдерживаются в настоящих японских садах камней, когда выстраивается одновременное видение всех элементов, кроме одного, то задача кажется почти невыполнимой.
Основная мысль, определяющаяся мировоззрением народа, живущего на небольшой островной территории, не должна забываться дизайнерами. При всей своей многогранности она проста: подражая природе и учась у нее, в малом создать большое.