ПУТЬ ЧАЯ
Китайская чайная церемония

Согласно легенде  ТЯНОЮ возникла в Китае во времена первого патриарха буддизма Бодхидхармы. Однажды, гласит легенда, сидя в медита-ции, Бодхидхарма почувствовал, что глаза его закрываются и против воли его клонит ко сну. Страшно рассердившись на себя, он вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вскоре вырос необычный куст с сочными лис-тьями. Позднее ученики Бодхидхармы стали за-варивать эти листья горячей водой и пить чудо-действенный напиток, помогающий надолго сохранять бодрость.
Чайная церемония возникла в Китае задолго до появления буддизма. Многие источники повествуют о том, что ее ввел еще Лао-цзы. По преданиям, именно он примерно в V а до н. э. предложил ритуал с чашкой "золотого эликсира". Этот ритуал процветал в Китае много веков, вплоть до монгольского нашествия. Позже китайцы свели церемонию с "золотым эликсиром" к простому завариванию высушенных определенным образом листьев чайного куста. Китайское искусство чаепития требует специальной посуды и приспособлений, определенного настроя, времени и постижения основ медитации. Нам, жителям стремительного XXI века, оно может показаться сложным, отягощенным непонятными излишествами. Традиционная чайная церемония называется «гунфу-ча», где последний слог переводится как «чай», а первые два — «высшее искусство».  И сегодня в Китае далеко не все могут позволить себе, как их предки, чаевничать с чувством, толком и расстановкой. Но прекрасная традиция существует. Спокойное состояние духа — непременное условие церемонии. Китайцы утверждают, что в «гунфу-ча» задействованы все пять стихий. «Истинное наслаждение чайной церемонией наступит тогда, когда вы сможете оценить внешний вид чая, удивиться цвету напитка, ощутить, как изменяются его аромат и вкус, понять естественность действий чайного мастера, принять несуетливость чайной сущности и разделить с гостями прелесть вдумчивой беседы…».

Для чайной церемонии используют все виды чаев, хотя предпочитают улун. Его отличительной особенностью является ярко выраженная возможность насладиться всеми четырьмя особенностями чая: ароматом, цветом настоя, вкусом чая, и формой листа. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в «чайную коробочку» — «чахэ»; с ее помощью участники чаепития имеют возможность «познакомиться» с чаем: рассмотреть, вдохнуть его аромат.

Для того, чтобы взаимодействие с чаем было более полным и глубоким, в чайных церемониях используется специальная посуда. Для каждого человека выставляется две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка («сянбэй») предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка («чабэй») — для наслаждения цветом и вкусом чая. Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку, это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек. При проведении чайной церемонии кроме чайника-заварника — «чаху» применяют также сливник — «чахай». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе. Посуду обычно устанавливают на чайный столик. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком.

Вода, используемая для приготовления чая, едва ли не самый важный элемент. Она должна быть мягкой, в идеале — родниковой. Вода греется на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка. Первый настой чая не пьют — его используют для омовения чайного листа от пыли и подогрева чайной пары. Вторую и последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в «чахай». Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития. Высокую чашку подносят к носу, закрывают глаза и вдыхают аромат, настраивая свое восприятие. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. В промежутках между заливками можно с удовольствием наблюдать метаморфозы, происходящие с чайными листьями.

Как вы помните, церемония начинается со «знакомства» с чаем. И первые эмоции, испытываемые участником «гунфу-ча», связаны с внешним видом сухой заварки. Если человек участвует в церемонии впервые, то он, зачастую удивляется тому, насколько причудливо выглядят китайские чаи. Они очень красивы. Опытный же участник церемонии встречает чай, узнавая его и предчувствуя то удовольствие, которое принесет общение с ним. Завершающий «визуальный контакт» с чаем происходит, как правило, в конце церемонии, когда развернувшиеся чайные листья извлекают из чайника и показывают. Новичка удивляет, что те «чаинки», что он рассматривал в самом начале чаепития — это настоящие чайные флеши — два листочка и почка. И теперь он может видеть их целиком, поражаясь, насколько искусно они были свернуты. Опытному человеку вид развернувшихся чайных листьев доставляет спокойное удовольствие предсказуемого чуда, в котором ему посчастливилось принять участие.

Большую роль в «гунфу-ча» играет ведущий чайного действа — мастер церемонии. Наблюдение за ним — еще один источник наслаждения. Все его действия, на первый взгляд вычурные и сложные, на самом деле удивительно просты и замечательно гармонируют с основной целью церемонии — раскрытием аромата и вкуса чая. Наблюдая за действиями мастера, постепенно начинаешь ощущать, что они идеально сочетаются с сущностью чая, любуешься ими и хочешь научиться делать все то же самое. Но и это еще не все. В какой-то момент становится понятным, в чем основа его мастерства. Она — в паузах между действиями. Профессионалы чайной церемонии, подобно хорошим актерам, должны уметь держать паузу ровно столько, сколько диктует им внутреннее чутье. Беседа, переливчатые звуки музыки, маленькая изящная посуда, замысловатые предметы чайной утвари отнюдь не вызывают желания спешить, шуметь, размахивать руками. Технически «гунфу-ча» — это набор простых действий, которые очень несложно воспроизвести. Однако попытайтесь, и перед вами встанет целый ряд вопросов. И все они будут связаны с этими самыми паузами: сколько настаивать чай в чайнике, когда переворачивать чайные пары — и т.д. Чувство «правильного чайного времени» приходит с опытом. И потому паузы в исполнении чайного мастера не могут не восхищать. «Гунфу-ча» формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение. Его роль и незаметна и определяющая одновременно, поскольку мастер чувствует состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам уклониться далеко в сторону. У каждого мастера чайной церемонии есть свой опыт, свое умение, свои приемы. Можно сказать, что чай способствует зарождению атмосферы, а мастер придает ей законченную совершенную форму.

Разговор за чаем ведут, прежде всего, о самом чае. Рассказывают о чайном божестве, изображение которого у китайцев принято ставить рядом с чайными аксессуарами. Чайным божеством был признан после смерти философ и поэт Лу Юй — автор «Священной книги о чае» (или — «Канона чая»), вышедшей в 780 г. Свой трехтомный трактат Лу Юй написал по заказу торговцев и предусмотрел в нем все нюансы и мелочи. Повторить их в точности сегодня невозможно, наверное, даже в самом Китае.

Тем не менее, все же можно рискнуть провести церемонию хотя бы по основным ключевым моментам ее драматургии. В любом случае это необычное действо откроет много нового и интересного, подарит незабываемые впечатления об отдыхе, внесет приятное разнообразие в ваши будни. Выпейте чай, заваренный по правилам китайской церемонии, и вы убедитесь в правоте слов чайного божества: «Он утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него начинают двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе».

Японская традиция чаепития (ТЯНОЮ)
Буддизм и особенно дзэн оказал огромное влияние на развитие различных сторон японской национальной культуры, и прежде всего на воспитание чувства прекрасного. Это чувство в Японии заметно во всем. И прежде всего в проведении изысканной чайной церемонии.


Классическая чайная церемония - строго расписанный ритуал, в котором участвует мастер чая (человек, который заваривает и разливает чай) и остальные участники церемонии. По существу мастер чая - это жрец, совершающий чайное действо, остальные - приобщающиеся к нему. У каждого свой определенный стиль поведения, включающий как позу при сидении, так и каждое движение, вплоть до выражения лица и манеры речи.

Во время чаепития произносятся мудрые речи, читаются стихи, рассматриваются произведения искусства. Для каждого случая с особой тщательностью подбираются букеты цветов и специальная посуда для заварки напитка. Постепенно такая процедура захватила и другие слои общества В XVI-XVII вв. церемония стала популярной среди японской аристократии, самураев.

Чай по-японски называется «отя», а название чайной церемонии — «тяною» — в переводе означает «горячая вода для чая». Как известно, кипяток «убивает» вкус зеленого чая, поэтому заваривают его горячей водой. Листовой зеленый чай растирают до состояния пудры. Эту заварку небольшими порциями кладут в чайник, форма которого напоминает эллипс, а вслед за каждой порцией добавляют горячую воду и взбивают чай бамбуковой метелочкой до состояния крема. И так до тех пор, пока чайник не будет полон. Затем терпкий напиток разливают по пиалам, предварительно омытым кипятком. Есть и другой способ: щепотку чайного порошка взбивают кисточкой непосредственно в пиале и протягивают участнику чаепития.

Чайная церемония как искусство «тяною» оформилась в своеобразную систему отдыха от будничных забот. В наиболее классической форме она стала совершаться в чайных домиках — «тясицу».

Сначала чайные домики были похожи на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, предельно скромные как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Простота обстановки создавала высшее ощущение красоты, постигать смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, старинная картина и букет цветов.

В домике царит полумрак, создающийся слабым светом из небольших окошечек под самым потолком и отражением света от стен, отделанных темно-серой глиной. Вся эта обстановка вызывает у гостей ощущение приятного уединения в тени.

Весь интерьер классических чайных домиков в полной мере соответствует эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремя-щихся к достижению внутренней гармонии.

Архитектура чайного дома

Открытые зоны около чайных домиков создаются по всем правилам садового искусства. То же самое можно сказать об архитектуре чайного дома и о помещении, в котором проводятся чаепития. Пространство-среда, в котором проводится чайная церемония, состоит из двух констатирующих между собой зон – сада (открытого пространства) и чайной комнаты (закрытого пространства), в которой как раз и происходит чаепитие. В этой констрантности можно усмотреть противопоставление ян (садовая зона) и инь (закрытое помещение), сообщающее динамику всему процессу чайной церемонии. Обе зоны организованы по весьма жеским правилам, канонизированным Сэн Рикю и его последователями. Гости сначала попадают на так называемую “росистую землю” (сад, в котором находится чайный домик) и только потом входят в чайную комнату. Другие словами, помещение, в котором устраивается чаепитие, отделяется от остального мира особым пространством.

Закрытое пространство – чайный домик с помещением для проведения чаепитий – является прямым продолжением пространства открытого, т.е. чайного сада, и, естественно, его организация самым непосредственным образом соотносится с устройством сада. Для классической чайной церемонии наиболее соответствующим духу этого действа является чайный домик типи хижины-соан.

Классический тип хижины-соан и чайной комнаты сложился не в один день: он формировался по мере становления и закрепления норм чаепития-ваби, так как именно принцип ваби определил подбор конструктивных элементов чайного домика, его внешний вид и особенно вид и убранство чайной комнаты. Надо сказать, что именно помещение, где происходило чаепитие, претерпело наиболее значительную эволюцию.


Важнейшей функциональной особенностью чайного домика типа соан является отсутствие у него галереи или веранды, характерной для японского дома. Чайная комната стала естественным продолжением “росистой земли”, что подчеркивается двумя конструктивными особенностями домика. Хижина-соан не ставится на фундамент или сваи, поэтому внутреннее помещение не возвышается над садом и вообще над землей, т.е устраняется различие в уровнях расположения “росистой земли” и пола чайной комнаты.

Кроме того, со стороны родзи над домиком делается навес – продолжение крыши, и конец тропы из “летящих камней”, подходящей к домику, оказывается под навесом, органической частью домика и как бы осеняется началом закрытого пространства. Опорные столбы хижины-соан, как правило, врывают в землю. Крыша обычно покрывается весьма толстыми и плотными циновками из различных видов тростника. Непременным компонентом хижины-соан является лаз-нидзиригути, через который “гость” попадает с “росистой земли” в чайную комнату.

Толкование смысла ритуала пролезания “гостей” через нидзиригути сводятся к тому, что пространство чайной комнаты представляет собой не что иное, чем то, что находится за ее пределами и что буддисты называют миром саха (бренным, земным миром), в котором присуствует гордыня. Пролезание через лаз смиряет в человеке страсти, успокаивает его плотские желания и т.д. Если у самого правого края чайного домика со стороны “внутренней росистой земли” представить обычную входную дверь, то лаз-нидзиригути находится в ее правой нижней части на небольшом расстоянии от земли.

Сам лаз прикрывается легкой бамбуковой створкой. В пространстве, в котором развертывается чайное действо, ключевую роль, безусловно, играет помещение, где происходит собственно чаепитие. Размер чайной комнаты, ее оформление находятся в прямой зависимости от стиля чаепития. Комната для чайной церемонии оформляется с изысканной простотой, воплощающей в себе классическое японское представление о прекрасном. Причем эта подчеркнутая простота или даже бедность часто очень дорого обходятся хозяину, потому что какое-нибудь кряжистое бревно может быть сделано из очень редкой породы дерева и к тому же иметь особую цену из-за своих художественных достоинств.  Различают два вида чайных комнат: “малые помещения” и “обширные помещения”.

Чайная комната, как правило, устраивается в отдельном домике. Иногда она может быть одним из помещений многокомнатного дома. Стены чайной комнаты чаще всего покрываются грубой штукатуркой. Важнейшим и почти непременным элементом чайной комнаты является ниша-токонома. Ниша перешла в гражданскую архитектуру из буддийской храмовой и сооружалась только в домах имущих сословий. Ниша-токонома играет главную роль в интерьере чайной комнаты: в нее помещают каллиграфическую надпись, ставят вазу с цветком.

Иногда в нишу кладут какой-нибудь предмет чайной утвари, чем-нибудь дорогой или памятный хозяину. Первое, что делает “гость”, войдя в чайную комнату, это осматриват токонома и все находящееся в ней. Содержание каллиграфической надписи, а также цветок и выставленный предмет, в немалой степени задают настрой всему чаепитию. Осмотр ниши является ритуальным актом, поэтому без токонома в чайной комнате обойтись трудно. Выше уже говорилось, что в хижину-соан “гости” попадают через лаз-нидзиригути. Однако иногда наряду с лазом делается вход, через который можно пройти не сгибаясь.

Такой вход, обычно прикрытый раздвижными перегородками или легкой деревянной дверью, называют “входом для благородных людей”, поскольку в древности и средневековье аристократам и самураям высокого ранга считалось неприличным наклонять голову или тем более сгибаться, входя в помещение. В чайной комнате имеется еще один вход – из вспомогательного помещения (“водной комнаты”), которым пользуется только “хозяин” и его слуги при подготовке и проведении чайной церемонии. Через этот вход, называемой “входом на путь чая” или “входом слуги” проходят в полный рост. Важнейшим элементом чайной комнаты являются окна. Они служат для освещения помещения, проветривания его, а также для любования природой.

Окна делаются в стене и потолке комнаты. Потолок в чайной комнате, отличается, как правило, сложностью конструкции. Долгое время в японских домах потолков вообще не было, а помещение прикрывала непосредственно крыша. Традиция делать потолок пришла в гражданское строительство из буддийских монастырей, в которых над изваяниями будд сооружались пологи. В комнате, где проводится чайная церемония, чаще всего существуют три вида потолков: высокий, низкий и наклонный.

Некоторые мастера чайного действа увязывают эти потолки с тремя главными, так сказать, элементами мироздания – небом, землей и человеком. Высокий потолок делается около ниши-токонома, поскольку это самое почетное место в чайной комнате. Под высоким потолком, т.е. рядом с токонома, садится “главный гость”. Под низким потолком располагается “хозяин”. Низкий потолок подчеркивает скромность “хозяина”, его уважительное отношение к гостям. Под наклонным потолком находятся места “гостей” (кроме главного гостя).

Участники чайной церемонии проходят к павильону, где проводится чаепитие, по дорожке из камней через маленький сад. В саду возвышаются каменные фонари и просто лежат камни, поросшие мхом. Камни на дорожке должны быть положены как бы случайно, каждый на некотором расстоянии от другого. Согласно преданию, устройство такой дорожки восходит к большим кускам белой бумаги, которыми по-крывалась мокрая трава для того, чтобы роса не замочила одежды сегуна Ёсимасы Асикаги, ког-да он шел на чайную церемонию. И как бы в па-мять об этом событии дорожка названа родзи, т. е. земля, увлажненная росой.

Человек, вступающий на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к чайному домику, оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на ожидающей его церемонии. По мере спокойного продвижения к домику сосредоточение усиливается. Этому способствует старый фонарь, тусклый свет которого освещает дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец, в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта. На таком сосуде колодце лежал маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем омыть после себя ручку ковшика.

Соответствующее настроение создает и сама обстановка, которая на удивление проста и скромна: медный чайник, чашки, бамбуковая ме-шалка, ящичек для хранения чая и т. п. Японцы не любят ярких блестящих предметов, им импонирует матовость.  Все предметы для чайной церемонии несут на себе отпечаток времени, но все безукоризненно чисты. Полумрак, тишина, самый простой чайник, деревянная ложка для насыпания чая, грубая керамическая чашка - все это завораживает .

Самым важным элементом в интерьере чайного домика считается ниша - токонама. В ней обычно помещался свиток с живописью или с каллиграфической надписью и ставился букет цветов, курильница с благовониями. Токонама располагалась напротив входа и сразу же при-влекала внимание гостей. Свиток для токонамы подбирался с особой тщательностью и был не-пременным предметом обсуждения во время церемонии. Он написан в дзен-буддийском стиле и такой архаичной каллиграфией, что немногие могут разобрать и понять смысл написанного. Иногда эти мысли выражены в поэтической форме хайку, иногда отражены в картине старого мастера. Как говорит мастер чайной церемонии Сокэй, "цель ваби - дать почувствовать чистоту, незагрязненность обители Будды. Вот почему хозяин и гости, как только входят в скромную чайную хижину, очищают себя от земной пыли и ведут беседу сердцами".

Подбору цветов, как и свитку, хозяин чайной церемонии уделял особое значение. Считалось, что, как и все в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, к примеру ветка сосны - символ стойкости и вечности  соседствовала с нежной и хрупкой камелией. Очень часто это был один полевой цветок или одна ветка.

Процедра чайной церемонии

Перед "хозяином" должны лежать все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства. Большое значение имели история этих предметов, а также те ассоциации, которые они вызывали.

Хозяин спокойно и медленно насыпает в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Затем четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдают за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чаш-ки. Затем хозяин с поклоном передаёт чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивает чай - зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу  и, неторопливо обтерев края, возвращает чашку хозяину.

Пройдя по кругу, она снова оказывается у хозяина, но затем опять передаётся из рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступали в беседу. Здесь нельзя  говорить о повседневных делах и проблемах, здесь можно говорить лишь о красоте свитка в токонама, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки.

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Процедура чаепития  продолжает пользоваться широкой популярностью. Основные положения этой тонкой процедуры-искусства разъясняются на лекциях в университетах, на различных факультативах, на занятиях "кружков тяною", организуемых крупными фирмами и общественными организациями.

Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслаждения. В ритуале этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь и т. д.

Для проведения чайной церемонии в большинстве случаев достаточно одного желания, однако есть поводы и ритуального плана. Хозяин посылает приглашение друзьям, и те за два-три дня до чая благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнатке и выбирают почетного гостя (сёкяку), которым обычно становится человек более высокого положения или старший по возрасту.

Они также четко определяют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим и т. д. Именно в таком порядке гости моют руки и входят в предназначенную для церемонии комнату и рассаживаются. Официальному чаепитию в гостях предшествует кайсэки, т. е. угощение разнообразным набором еды: здесь и супы, и рис, и рыба, и картофель с приправой и т. д. Хозяин, угощая гостей, старается рассказать им какой-нибудь интересный случай или историю, он делает все возможное, чтобы сделать времяпрепровождение очень приятным. Для этого гостей угощают и небольшой порцией сакэ. Едят всего понемногу, иначе нет смысла в чайной процедуре.

Чаепитие начинают с густого чая. Хозяин расставляет чашки так, чтобы они были у него под рукой, и начинает чайное действо. Сначала напиток готовится в одной большой чашке для всех гостей. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг другу. Это должно вызывать чувство близости. Ритуал вполне определенный: первый гость берет фукуса (шелковый платок, кусочек шелкового материала), укладывает его на ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку. Кивнув соседу - осаки-ни ("раньше вас"), он отпивает три с половиной глотка, затем кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим кайси (бумажный носовой платок; салфетка) и передает чашку второму гостю.

Каждый повторяет ту же процедуру. Все выражают свое восхищение чашкой, первый от имени всех гостей просит хозяина рассказать ее историю. После крепкого чая подается жидкий чай. Здесь вносятся подушки и подносы с пирожными. Жидкий чай готовится для всех сразу в нескольких чашках. Гости могут пить, как им захочется. В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, утренний чай, послеобеденный чай, специальный чай.

Ночной чай начинается при луне. Гости приходят примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырех часов ночи. Обычно заваривают порошкообразный чай. Приготавливается он на глазах гостей: листья освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подают на пустой желудок. Поэтому сначала гостей легко угощают различной едой. Чай "с восходом солнца" пьют около трех или четырех часов утра. Гости остаются при этом до шести часов. Вечерний чай начинается около шести часов вечера.

Утренний практикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра. Послеобеденный чай обычно подается только с пирожным примерно после часа дня. Специальное чаепитие (риндзитяною) организуется по каким-либо торжественным случаям: встреча с друзьями, праздники, смена времени года и т. д. В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение.

Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чаше и свитке в токономе.

ЭСТЕТИКА

1. DO GAKU JITSU («Путь» «Учёба» «Практика»)DO
«Путь»
Основу Пути Чая составляет три базисных понятия: «Путь» «Учёба» «Практика». Практикующий «Тяною», вступая на Путь, современем осознаёт, что эти занятия есть нечто иное, как средство формирования особого отношения кмиру иокружающим людям. Посути, это сама жизнь. Жизнь, которую человек проживает, шаг зашагом сам продвигаясь вперёд поэтому пути. Наэтом пути человеку могут встретиться радость игоре, разочарование инадежда, друзья ивраги. Носэтого пути нельзя свернуть, также, как нельзя, сделав ошибку, вернуться вовремени ипрожить тотже самый момент дважды.

Проходя поэтому пути, человек начинает осознавать, что завсё время существования Пути Чая, понему прошли тысячи итысячи его предшественников. Мастера, создавшие «чайную церемонию», внёсшие внеё впоследствии изменения, целые поколения людей, практиковавших Путь Чая столетия назад, наши современники вомногих странах мира, изучающие это уникальное явление.

Чай прошёл долгий путь развития, вобрав всебя многие аспекты японской икитайской культур, особенности религиозного мировоззрения, социального уклада, жизни ибыта людей. Изучение всего этого огромного культурного наследия втеории инапрактике исоставляет процесс постижения Пути Чая.
GAKU «Учёба»
Теоретическое ипрактическое изучение «Тяною» неимеет временного ограничения. Скаждым шагом человек познаёт что-то новое, ранее неизвестное. Знания, накопленные поколениями предшественников, нельзя вместить вузкие рамки собственно учебного процесса. Каждый новичок, вступающий наПуть, сталкивается снеобходимостью усвоить огромное количество ранее накопленных знаний иприобрести свой собственный опыт.

Впроцессе изучения Пути Чая человек сталкивается сомногими трудностями. Это могут быть трудности как материального, физического характера, так идуховного, социального идаже коммуникативного плана. Изучая Путь Чая, человек учится общаться сдругими людьми врамках тех норм иправил, которые приняты в«Тяною». Умение прежде всего слушать ислышать собеседника, быть вежливым ипредупредительным влюбой ситуации, сдерживать чересчур яркое проявление эмоций ивтоже время оставаться честным иискренним, иметь мгновенную реакцию, строго соблюдать иерархию социальных взаимоотношений, знать меру вовсём: Научиться подобному «эталонному» поведению весьма непросто. Особенно трудно это сделать человеку издругой культурной среды, иностранцу, приступившему кизучению Пути Чая. Преодоление этих идругих подобных трудностей также является частью бесценного жизненного опыта; это своего рода «учёба», которую дарит нам сама жизнь.
JITSU «Практика»
Любые знания, полученные нашкольной скамье, небудучи приложены кконкретному действию, остаются мертвы. ВЧае это проявляется особенно явно. Главнейшим составляющим элементом Пути Чая «JITSU» является использование полученных знаний напрактике. Только практикуя Чай, проводя «тядзи», реально «действуя», можно чего-то достичь. Человек, изучивший теоретическую сторону Чая, нореально непрактикующий Чай, никогда несможет называться чайным мастером. «Тядзи» полное чайное действо это то, ради чего человек учится иполучает знания. Оно включает всебя все аспекты Пути Чая, собранные воедино ивоплощённые впрактическую форму.
2. WA KEI SEI JAKU ( 4основных принципа «Тяною»)WA «Гармония»
Принцип гармонии означает достижение душевного равновесия входе общения гостя ихозяина, когда иугощение, ичайная утварь подчинены естественному ритму самой природы. Этот принцип означает умеренность вовсём, свободу отчрезмерных притязаний, гармоничное сочетание разных элементов. Предметы чайной утвари должны гармонировать друг сдругом иcтемой данной встречи, общим настроем гостей. Тесная связь всей обстановки сприродой позволяет сосредоточиться наощущении мимолётности бытия иуникальности каждого момента жизни.
KEI «Почтительность»
Этот принцип означает глубокое иискреннее чувство благодарности, которое раскрывает наши души навстречу непосредственному общению сокружающим миром, людьми иприродой. Почтительность вчайной комнате задаёт ритм всему чайному действу, определяет порядок взаимодействия его участников всоответствии сустановившимися правилами чайного этикета. Но, говоря вболее широком смысле, этот принцип заставляет нас глубже вглядываться вдуши людей, скоторыми мыобщаемся, ивещей, которые нас окружают. Именно тогда мыначинаем особенно остро осознавать нашу сопричастность ковсему, что происходит вмире.
SEI «Чистота»
Простой акт очищения важная часть чайного действа. Уборка всаду, омовение рук, перед входом вчайную комнату, очищение предметов утвари всё это призвано очистить сознание исердце, освободить человека отмирской суеты. Очищение происходит именно тогда, когда человек, отрешившись отповседневных забот, начинает воспринимать всё окружающее всвоём истинном свете, постигает истинную суть вещей иприроды. Хозяин, готовясь кпредстоящему чайному действу, продумывает каждую мелочь воформлении чайной комнаты исада. Онвешает свиток, выбирает цветы, расставляет утварь, распределяет места для гостей. При этом онкакбы «очищает», приводит впорядок свой внутренний мир, настраивает самого себя наопределённый уровень сознания.
JAKU «Спокойствие»
Это уникальный эстетический принцип, присущий только искусству «Тяною». Спокойствие означает тосостояние души, которое достигается путём постоянного соблюдения вповседневной жизни первых трёх принципов гармонии, почтительности ичистоты. Освободившись отпривязанности ковсему материальному, очистившись сердцем ипознав истинную суть вещей, человек готовит ивыпивает чашку чая, какбы воспринимая себя состороны, полностью подчиняясь ритму окружающей природы. Иесли другой человек входит вмаленькую вселенную чайной комнаты иприсоединяется кхозяину, склонившемуся над чашкой чая, ощущение спокойствия становится ещё полнее. Таким образом, мыможем обрести глубокое душевное спокойствие, общаясь сдругими людьми иобогащаясь этим общением.
3. Эстетическая категория WABI-SABIWABI одна изосновополагающих категорий традиционной японской эстетики, важнейшая эстетическая категория «Тяною», вкоторой передана идея внутреннего благородства икрасоты, скрывающихся завнешней простотой инеказистостью. «Ваби» эстетика простого, безыскусного, лишённого всякой манерности иэффекта. Это красота несовершенного иасимметричного, того, что можно назвать «неизящным» идаже «грубым», того, что имеет строгие, резко очерченные формы. Вяпонском языке слово «ваби» существительное, образованное отглагола «вабиру», который переводится как «жить уединенно, бедно», «печалиться», «тосковать». «Ваби» это также иособое состояние духа, когда человек нетяготится своим одиночеством ибедностью, неиспытывает сожаления отобладания малым и, следуя пути просветления, вконце концов достигает наивысшего состояния сознания состояния отрешённости.
SABI это сдержанная красота простоты иизящества, гармоничное единство грустного исветлого собщей окраской лёгкой грусти, что всвою очередь также создаёт настроение покоя иотрешённости. Эстетическая категория «саби» тесно связана спонятием «любования мимолётной красотой», «печали опреходящести, непостоянстве всего земного». Дословно «саби» переводится как «грусть», «печаль», «одиночество».

Понятия «ваби» и«саби» вомногом взаимозаменяемы. Постижение сущности «ваби» приближает кпостижению истинной сути всех явлений окружающего мира. А«саби» грусть, вызванная как раз постижением этой истинной сути.

ВЧае использование минимального количества вещей, отсутствие показной вычурности иярко выраженной элегантности всочетании свнутренним благородством иодухотворённостью может проявляться по-разному. Оформление сада, использование маленькой поразмерам чайной комнаты (в23татами), безыскусной утвари, скромных полевых цветов втоконома всё это заставляет человека обратить более пристальное внимание насамого себя иувидеть, что онсобой представляет.
4. Шесть основных эстетических аспектов Пути Чая
Эстетика Чая вомногом определяется следующими шестью аспектами:
1.    Несовершенная красота «fu-kanzenna bi»
2.    Естественность «shizen»
3.    Аскетизм «ko:-ko:»
4.    Неуловимая глубина «yu:gen»
5.    Безусловная свобода «datsu-zoku»
6.    Чистота ипокой «sei-jaku»
«Несовершенная красота» предполагает умение видеть красоту запределами абсолюта. Лучший пример осыпающаяся сакура, прошедшая период своего великолепного цветения иосыпающаяся наветру. Или луна, топоявляющаяся изоблаков, товновь вних скрывающаяся. Это несимметричность, которую можно заметить ивпланировке чайного сада, ивформе использующейся утвари. Считается, что воснове эстетики асимметричного лежит свобода духа. Так под рукой истинного мастера рождается насвет чаша снеровными краями ипотёками глазури, ноэто настоящий шедевр. Апредметы чайной утвари правильной, симметричной формы, сгладкой, нешершавой поверхностью, являющиеся примером «совершенной красоты», ненесут насебе печать эстетической уникальности.
«Естественность» предполагает следование ритму природы иотсутствие малейшей вычурности иманерности как вЧае, так ивповседневной жизни. Это умение заметить ивосхититься тем, чем вобычной жизни мынепривыкли восхищаться, например, мхом накрыше, или ряской впруду, или простыми полевыми цветами. Человек, воплотивший концепцию «shizen» вжизнь, становится подвижным, незакостеневшим, нопри этом невпадает вкрайности, аживёт вгармонии ссамим собой иокружающими людьми.
«Аскетизм» или дословно «высокое изасохшее» одна издревнейших эстетических категорий традиционной японской поэзии. Истинная красота глубинная, «сущностная» красота, та, которая исходит изглубины сердца. Это естественное, исконное, не«украшенное» чем-либо состояние человека, вкотором выявляется его истинная сущность. Это состояние можно уподобить старому, заросшему осокой пруду осенней ночью, сзасохшими цветами лотоса. «Аскетизм» есть метафора духовного роста имудрости, умение довольствоваться только самым необходимым инесожалеть онедостижимом.
«Неуловимая глубина» одна изважнейших эстетических категорий «Тяною», японской поэзии, театра Ноияпонской традиционной культуры вцелом. Дословно понятие «югэн» можно перевести как «скрытое итаинственное»; это красота, скрытая отнепосредственного восприятия, находящаяся запределами словесного ииного выражения. Втрадиции Пути Чая категория «югэн» проявляется по-разному: вподборе утвари, вобщении хозяина игостя, ватмосфере самого чайного собрания. Лишь после многих лет практики Пути Чая человек может подойти кпониманию того, что подразумевается под понятием «югэн». Вего движениях появляется неуловимая глубина; вумении подбирать ииспользовать чайную утварь чувствуется внутренняя одухотворённость, которую невозможно передать словами; после встречи стаким человеком создаётся ощущение, что тысоприкоснулся стайной.
«Безусловная свобода» предполагает абсолютную независимость отлюбых внешне заданных воздействий, например, формы или ритуала, непоколебимость духа ивысочайшее духовное совершенство. Только величайший мастер достигает подобного уровня высоты духа, когда форма становится содержанием, асодержание формой, когда, вконце концов, исчезают любые формы вообще иуже нет разделения нахозяина игостей, аесть только безусловная свобода выражения личности.
«Чистота ипокой». Этот аспект вомногом перекликается свышеупомянутыми эстетическими принципами «Тяною» «чистота» и«спокойствие», ноосложнён более глубокими коннотациями спредставлениями ожизни вцелом. «Чистота ипокой» предполагает абсолютную душевную ясность ичистоту, представление человека ожизни как вечном процессе самопознания. Это ясное, позитивное отношение кжизни насклоне лет, умение наслаждаться каждым моментом бытия, ощущать ивстарости молодость исвежие силы.
5. «YO-JO ZAN SHIN» («Вкладывай душу вкаждое своё действие»)
Дословно формулу «ёдзё-дзансин» можно перевести как «избыточная сердечность, оставшееся (поокончании) чувство». Это чувство гостеприимства иответной благодарности, когда ихозяин, игости стараются вложить всю свою душу вкаждое действие. Чувству «ёдзё-дзансин» подчинены все действия хозяина. Углей вочаге должно быть много, апри завершении действа хозяин вновь докладывает угли идоливает свежей воды вкотёл, чтобы гость неторопился уходить, апочувствовал, что ему будут рады, если онзадержится ещё немного. Поокончании действа, когда хозяин игости говорят друг другу слова прощания, ихсердца переполнены чувством «ёдзё-дзансин» чувством глубокой благодарности ижелания хоть намиг продлить эту встречу.

Гости выходят всад, неразговаривают громко ипокидают «росистую землю», тихо оглядываясь назад. Хозяин неспешит закрывать заними дверь, провожая взглядом. После того, как гости скрылись извиду, хозяин неспешит начинать уборку. Онтихо возвращается вчайную комнату, водиночестве садится перед очагом иразмышляет отом, как понравилась гостям сегодняшняя встреча. Гостиже втечение всего чайного действа стараются сделать всё возможное, чтобы хозяин почувствовал ихискреннюю сердечность иглубокую признательность. Наэто направлены все ихслова идействия. Они почтительно осматривают свиток внише встене, высказывают своё восхищение при любовании цветами ичайной утварью, заинтересованно задают вопросы, накоторые хозяин судовольствием отвечает. Врезультате усилий обеих «сторон» вчайной комнате создаётся особая атмосфера гармонии иединения.
6. «ICHI-ZA KONRYU (»Создание одной компании«)
Эта формула служит для обозначения особого состояния сознания, когда вчайной комнате непросто собираются вместе хозяин игости, апроисходит «создание одной компании» (яп. «итидза-конрю»), где все участники чаепития общаются непосредственно, «через сердце». Воздействие разнообразных имногочисленных эмоциональных элементов, таких как убранство комнаты, освещение, внешний вид подаваемых угощений, аромат благовоний, звуки кипящей вкотле воды, вкус чая, всё это создаёт уучастников встречи ощущение гармонии иобусловливает синхронность функционирования всех органов чувств исознания.

Осознание себя частичкой вселенной, элементом единого целого помогает человеку гармонизировать свои взаимоотношения сприродой исобществом. Правильнее былобы обозначить феномен «итидза-конрю» как «совместное переживание бытия ведином времени ипространстве». Ощущение сопричастности ксозданию этого «единого пространства ивремени» даёт человеку возможность освободиться отпривязанностей вовсему внешнему, открыть всебе «истинную сущность» ипроявить вобычной жизни все скрытые духовные ифизические силы.
7. «ICHI-GO ICHI-E» («Каждая встреча единственна»)
Формула «итиго-итиэ» приобрела посуществу статус «философии чая» втрудах идеологов «Тяною» наряду срассмотренными выше эстетическими категориями «ваби-саби» ипринципами: «гармония», «почтительность», «чистота», «спокойствие». Встречу вовремя чайного действа называют «встречей, единственной вжизни». Иэто действительно так. Даже если вновь втомже месте соберутся тотже хозяин итеже гости, угощениели, утварьли, атмосфера вцелом, что-то непременно будет другим. Отношение ккаждому чайному собранию как к«единственному вжизни» предполагает тщательную подготовку кнему как хозяина, так иприглашаемых лиц. Особый настрой заключается втом, что все участники чаепития относятся кпроисходящему спредельным вниманием ичрезвычайной искренностью иисключают малейшее чувство пренебрежения. Важно, чтобы подобное чувство уникальности, единственности каждого момента бытия пронизывало все действия участников чайной встречи исохранялось досамого конца.

Идея гармонии в чайной церемонии

Гармония предполагает внутреннее единство между участниками чаепития, когда перестают ощущаться различия между людьми - все присутствующие становятся неким целым.

Почитание. Участник чаепития должен с почтением относиться к собравшимся в чайной комнате, к своему настроению, к действу, к окружающим его вещам.

Чистота. Участвовать в чайной церемонии можно только с чистым сердцем и помыслами, без каких-либо корыстных намерений. С древнейших времен японцы уделяли исключительное внимание чистоте тела. Очищение стало в синтоизме одним из главных ритуальных действ. Чистота отождествлялась с добром, и освобождение от нечистот (которое, понималось буквально, в физическом смысле) ассоциировалось с обретением покровительства богов и, следовательно, со здоровьем и получением всевозможных благ.

Покой. Непременным условием участия в чайной церемонии является спокойное состояние духа как “хозяина”, так и “гостей”. С полным спокойствием, т.е. без волнения или раздражения, участники чаепития должны относитья к ритуалу, используемой утвари. Безусловно, такой же характер носят и межличностные отношения. Можно сказать, что вышеперечисленным трем принципам участники церемонии следуют, чтобы достичь “состояния покоя”.

Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. По-видимому, это так, но в чайной церемонии заключено и другое. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная церемония является одной из основ культивирования национальных чувств.