ЯПОНСКИЙ БОНСАЙ
     Бонсай зародился свыше тысячи лет назад на острове Тамио, когда катастрофическое извержение вулкана привело к образованию над архипелагом огромного облака пепла и гари. В результате часть островов Мии-но погрузились в нескончаемую ночь. Лучи солнца были не в состоянии пробиться сквозь плотное облако, что привело к значительному похолоданию.

Именно тогда Итиро, сыну старосты одного из поселков центрального Тамио, пришло в голову выращивать плодовые деревья дома в горшках. Урожай, конечно, получался небольшим, но помогал хоть как-то скрашивать унылое существование.

Вскоре уже почти в каждом доме можно было найти специальную комнату, превращенную умелыми руками в некое подобие миниатюрного сада. Туда приходили любоваться деревьями и отдыхать от тяжелой действительности.
Сам же Итиро во внутренних покоях отцовского дома воссоздал уменьшенную копию самого острова. Делал он это очень скрупулезно, в точности повторяя все холмы, реки, озера и деревья.

Однако, несмотря на домашние садики, многие жители Тамио не выдерживали обрушившихся на них тягот и бежали с острова, разнося новое искусство все дальше и дальше от его родины.

Правивший в то время Император Тайнанко (1249-1382 гг.) отличался весьма скверным характером, склонным к мелочной злобе и зависти. Одним из основных постулатов его правления был: "Крестьяне должны работать, а отдыхать - это привилегия правителей". А посему новое искусство почти мгновенно вызвало его недовольство. Итиро был доставлен ко двору и после месяца судебных разбирательств и пыток приговорен к казни, как бунтовщик, покусившийся на Божественную власть Императора, призывающий крестьян бросать работу и вести праздный образ жизни.

Однако казнь Итиро не состоялась. По счастливому стечению обстоятельств в этот же время пришедшая со стороны Тана буря развеяла над островами дымное облако. И после затяжной зимы проглянуло солнце.
Другого знака Божественной воли не потребовалось. Итиро - был провозглашен Императором и вошел в Историю под именем: Итиро - Император Весны.

В столице искусство выращивания миниатюрных деревьев приобрело невероятную популярность среди знати, что впрочем совершенно не удивительно - ведь сам Император посвящал ему почти все свободное время. Почти сразу из народного оно становится привилегией богатых. Ведь только богатый человек мог в то время позволить себе тратить столько времени на создание живого чуда.

На свитках эпохи царствования Императора Весны довольно часто встречаются изображения о-туэ (древнее название бонсай. Сейчас используется для обозначения произведений раннего периода развития искусства). Такое взрывное появление огромного количества рисунков, посвященных бонсай неудивительно, поскольку миниатюрное деревце было символом Итиро. Глядя на эти работы, можно получить представление о том, какие именно травы и растения культивировались в то время, какая использовалась посуда, как было принято украшать ими сады и жилища.

В более поздний период (1392-1573 гг.), когда Мии-но уже полностью оправилось от страшной катастрофы, художники Нобуро, Оекуни, О-Дайто, Киенага и др., отображая жизнь простого народа, рисовали нечто такое, что по форме стволов и ветвей уже не уступает современному совершенному бонсай. Однако создавались эти рисунки под влиянием не столько бонсай, сколько стремительно развивавшегося садово-паркового искусства: они рисовали плодовые деревья, а не экземпляры о-туэ . Постепенно бонсай уходит от традиционного о-туэ (использование главным образом деревьев-уродцев, т.е. искривленных, искалеченных, карликовых деревьев) в современное совершенное искусство, породившее прекрасные творения.

1600-1867 гг. - время оккупации островов Империей Тан. Это было время тотального заимствования всего заморского. Людей, увлекавшихся бонсай, почти не осталось (выращивать бонсай стало дурным тоном и поводом для серьезных неприятностей), все сады были оккупированы тайскими травами и цветами. Но подобное продолжалось недолго.

В связи с победой в танской войне в 1885 г. Мии-но начало расцветать не по дням, а по часам. Стремительно возрождались и древние традиции. Одним из проявлений этого процесса стал интерес к бонсай. Росла численность приверженцев, ценителей и коллекционеров бонсай. Одно из самых обширных и прекрасных собраний принадлежало императорской семье. (Несмотря на периодическую смену правящей фамилии, бунты и войны - ни у кого не поднималась рука уничтожить садово-парковый комплекс "О-туэ", находящийся в стенах Закрытого Города).
Влиятельнейшие люди той эпохи поддерживали искусство бонсай. И не только деньгами. Умение выращивать миниатюрные деревца считалось обязательным для любого образованного человека. Ни один чиновник не мог получить высокую должность, если был не в состоянии сдать экзамен по этому искусству.

В это время мастера добиваются огромных успехов в области формы дерева. Становится модным формировать стволы и ветви деревьев в манере художественных образцов классических школ живописи - с присущей им напряженной динамикой. Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: "прямой ствол", "склоненный ствол", "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полуобрыв", "пень", "бамбук и камни" и др.

Но самым эпохальным открытием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Ранее в процессе культивирования применялись прививки, черенкование, ощипывание лишних почек и обрезание ветвей, но интенсивное формирование дерева было затруднительным. По одной из наиболее похожих на истину версий, примерно в 1895-96 гг. один самурай с острова Тамио послал своему возлюбленному в столицу деревце цветущего терна, ветви которого во избежание поломки были зафиксированы проволокой.

Вот так и была открыта возможность свободно формировать ствол и ветви с помощью проволоки. По размеру большая часть бонсай той эпохи не превышала 54 см высоты ствола. Саженцы для них отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим в обиход входит искусственное культивирование - высадка черенков, отводки, деление, прививки. В эти же годы зародились и получили свое развитие методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, где он должен был гармонировать с убранством комнаты, миниатюрные деревца стали выставлять при проведении чайных церемоний.

Однако бонсай в это время опять покидает жизнь простых людей и становится забавой богачей и тихих обителей.

Начало второй тайской войны вторично нанесло искусству бонсай жестокий удар. Однако после многих лет запустения и небрежения вместе с возрождением государства и стабилизацией жизни началось и возрождение бонсай. И спустя несколько лет после обретения независимости бонсай снова стал одним из самых популярных искусств страны, как среди высших, так и среди широких социальных слоев.

В природе внешний вид деревьев формируется в зависимости от их места произрастания и под воздействием природных факторов. Ствол дерева, растущего из-под камня, вначале изогнется, повторяя его форму, и лишь выбравшись на свет, пойдет прямо вверх. Форма дерева может быть задана направлением преобладающих ветров. Некоторые природные формы могут быть воссозданы в бонсай в соответствии с различными стилями, имеющими японские названия.

ЧОККАН(формальный вертикальный стиль)
Вертикально растущий ствол. Ветви растут во всех направлениях. В нижней части ствола ветви отсутствуют, корневая система должна быть хорошо видна. Ветки не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.
Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних.

ШАККАН
(наклонный стиль)
Сплошной ствол склоняется влево или вправо. У этой формы наибольшее внимание следует уделять корневой системе. Особенно мощные корни растут в направлении наклона и создают впечатление, что дерево держится надежно. Подходит для большого количества видов. Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола — уходят в землю.

МОЙО-ГИ
(неформальный вертикальный стиль)
Общая особенность моёги и тёккан - сплошной ствол. Однако, в отличие от тёккан, у моёги имеются изгибы, радиус которых к вершине уменьшается. Верхушка кроны строго центрирована с точкой земли, оттуда вырастает ствол. Нижние мощные ветви направлены в сторону, противоположную изгибу ствола. Ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.
Подходит практически для всех видов деревьев. Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

КЕНГАЙ
(стиль каскад)

Напоминает дерево, которое растет на краю скалы в горах и смотрит вниз. Каскадная форма отражает постоянную борьбу за выживание, которую приходится вести растени-ям. Для нее используют особенно высокие емкости для посадки. Вер-хушка растения опускается значительно ниже края почвы в горшке. Ствол и ветви изогнуты, как и в случае свободной вертикальной формы.
Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами. Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам — из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль “каскад”, созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля “каскад” здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

ХАН-КЕНГАЙ
(полукаскадный стиль)
Подобна наклонной форме, но не обладает сплошным стволом. Последний уже вблизи от земли теряет свое доминирующее положение. Сильно развитая боковая ветвь вырастает далеко за край плошки, оставаясь на уровне почвы; все это напоминает дерево, которое склоняется над расщелиной в скале.
Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев. Этот стиль, как и “каскад”, встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении.

БУДЖИНГИ
(литературный стиль)

Эту форму отличает наличие ветвей только на верхушке дерева, тогда как остальная его часть не имеет ветвей и листьев. Ствол тонкий, вертикальный или наклонный. Форма может быть одно- или многоствольной.
Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев. Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.


ХОКИ - ДАЧИ
( стиль "метелка")

Форма предполагает растение с сильно развитой кроной,знакомой нам по деревенским липам. Аналогична строго вертикальной,но, в отличие от последней, ствол в верхней трети разделяется. Крона может быть образована одной или несколькими равноправными ветвями. Соотношение размера кроны к длине ствола равно 2 : 1.

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб. В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол — строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона — сферическая и очень плотная.
Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

ШАРИМИКИ
(стиль "мертвая древесина")
У деревьев, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

Подходит для можжевельника. У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

СЕКИДЖОДЖУ
(стиль "обнаженные корни на камне")

В этом случае одно или несколько деревьев растут на скале, причем корни не имеют никакого контакта с землей в плошке. Или же корни растут из земли, оплетая (охватывая) камень. Это создает впечатление прочности закрепления растения.В качестве скалы подходят камни с шершавой поверхностью, с царапинами, щелями и углублениями. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и "метелка" не будут лучшим выбором.

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника. На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и “метелка” не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

ИСИ - ДЗУКИ
(стиль "обнявшие камень")

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона. В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.



СОКАН
(стиль "сдвоенный ствол")

Раздвоенный ствол относится к группе множественных стволов, но выделен в самостоятельную форму. Оба ствола различаются между собой по длине и толщине. Они образуют общую крону, как это бывает в природе. Это могут быть 2 сросшихся растения, однако должно создаваться впечатление, что они растут из одного корня.

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один — гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется “вилка”, которая не вписывается в стиль бонсай.

КАБУ - ДАЧИ
( стиль "спрут")
К этой группе относят бонсай с несколькими стволами,растущими из одного общего корневища. Стволы выходят из почвы как единое целое, плотно сгруппировавшись, или обладают коротким отрезком общего ствола. Считается недопустимым выращивать бонсай с четным количеством стволов.

Этот стиль подходит для всех видов деревьев. Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем “сдвоенный ствол”, но здесь речь идет о трех или более стволах.

КАДАБУКИ
(стиль "упавшее дерево")

Эта форма создает впечатление поваленного дерева,ветви которого растут вертикально вверх как стволы. Отдельные стволы, в отличие от формы нэцуранари, располагаются на одной линии.

Подходит для всех видов деревьев. Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется.