Слово додзё (буквально это переводится как «путь-место») подразумевает то место, где ученики попытаются постичь конечную реальность выбранного ими пути Будо.
Цель додзё — трансформировать самого человека в нечто новое, член додзё не ищет драки, как не ищет он и способ уйти от драки. Он пытается выйти за этот уровень и понять саму суть конфликта. К большому сожалению, до сих пор во многих отечественных клубах и секциях восточных единоборств бытует либо весьма прохладное, граничащее с полным пренебрежением, отношение к ритуалам и этикету, либо формальное выполнение, без понимания их сути и значения, что ведет к искажению и внешней формы. Еще хуже обстоят дела с терминологией.
Чаще всего вся используемая терминология сводится к счету от единицы до десяти, который нередко искажается неправильным произношением. Подобная ситуация не может считаться нормальной и утверждения относительно того, что "уж коли мы русские, то и изучать каратэдо или кобудо тоже надо только на русском языке!", в корне не верно. В настоящее время любые боевые искусства Японии есть не только и не столько прикладные системы рукопашного боя, сколько самобытная и неотъемлемая часть культурно-исторического наследия Японии. Каким же образом можно говорить о серьезном изучении культуры страны не зная ее языка иди хотя бы его основ?!
Безусловно, далеко не все кто занимается в секциях в состоянии выучить достаточно сложный, для европейца, японский язык. Но этого и не требуется. Среди массы энтузиастов не так много людей, которые серьезно изучают боевые искусства, для которых это не просто занятия спортом и не способ самообороны, а образ жизни. И в этом случае, знание языка обязательно. Без этого просто невозможно постигнуть глубины изучаемого искусства. Это вполне очевидные вещи и можно только удивляться тому, что так много людей имеющих неплохие физические кондиции и технические достижения не понимают этого!
Восточные единоборства есть часть культурного наследия Японии. Другими словами, некий продукт созданный людьми объединенными рамками национального менталитета, единым укладом жизни и прочими особенностями, присущими именно этому кругу людей. Первостепенную роль в этом играет образ мысли ибо в соответствии с ним выстраивается та или иная логическая цепочка, складывается структура системы именуемой боевым искусством.
Соответственно, зная логику и внутреннюю структуру построения языка не сложно постичь образ мысли людей говорящем на нем. А от этого всего лишь один шаг до понимания сути и внутренней структуры национальных единоборств. Эта связь гораздо прочнее и короче, чем это может показаться на первый взгляд.
Боевые искусства Востока являются универсальной системой познания Мира и самосовершенствования. Каждый энтузиаст находит в них то, что ему больше всего нужно. Настоящими будоками - людьми боевого искусства - становятся далеко не все, но все, кто имеет терпение прозаниматься достаточное количество времени,
добиваются определенного успеха. Хочется надеяться на то, что это и последующие методические пособия помогут Вам более полно понять увлекательный мир восточных единоборств и продвинуться на Пути его постижения.
В мире боевых искусств Японии существует свой особый, досконально продуманный и тщательно выполняемый этикет и ритуалы. И хотя в различных Школах и направлениях они могут несколько отличаться друг от друга, Б основном они схожи и построены по единым принципам. Невозможно стать Мастером, не зная или не соблюдая этикета и ритуалов принятых в данном конкретном единоборстве. Это не догма, не обыкновенная вежливость и не просто требование дисциплины. Это неотъемлемая и важная часть необходимая для понимания философии и психологии боевого искусства.
Своеобразной технической основой всех ритуалов является поклон. Он используется в абсолютном большинстве случаев. Причем на Востоке не только во время занятий единоборствами, но и в обычной жизни. В этом регионе земли поклон столь же распространенная и естественная вещь, как и рукопожатие в Европе.
Весьма условно поклоны можно разделить на поклоны кому-либо и поклоны чему-либо, а так же на выполняемые стоя и сидя.
При выполнении поклона в положении стоя, ступни ног обязательно должны быть сведены вместе. Носки могут быть сведены или разведены, но пятки должны быть вместе. При этом ноги почти полностью выпрямлены в коленях. Руки опущены вниз вдоль тела. Ладони в положении "по швам" или лежат на передней поверхности бедра и скользят во время поклона по той поверхности, на которой они находятся. Очень важно, чтобы корпус сгибался только в пояснице. Спина при этом остается прямая.
Если поклон предназначается помещению или какому-то предмету, то во время его выполнения глаза кланяющегося опускаются вниз. Линия спина-шея-затылок составляет, опять же, одну прямую. Если же поклон предназначен кому-либо, то глаза могут либо опускаться, либо не опускаться вниз. А вот поклон перед началом или после окончания поединка обязательно выполняется таким образом, чтобы глаза не отводились от партнера. В данном случае голова во время поклона может немного приподниматься.
Исключение составляет поклон Учителю. Во время такого поклона глаза всегда должны быть опущены вниз вне зависимости от того выполняется он перед спаррингом или нет. Следует отметить, что подобные требования относятся конкретно к поклонам принятым в среде боевых искусств. В обычной жизни японцы при поклоне друг другу чаще всего опускают глаза вниз.
Глубина поклона регламентируется степенью вежливости и уважения, которое кланяющийся хотел бы выказать своему партнеру. Чем ниже поклон, тем он вежливее и тем больше уважения выказывается тому, кому он обращен. Исключение, опять же, составляет ответный поклон Учителя ученику. Учитель всегда выполняет полупоклон, что вовсе не свидетельствует о его невежливости или неуважении ученика. СЭЙДЗА - исходное положение сидя на коленях. В этой позиции колени
не должны разводиться слишком широко или сводиться вместе. Исключение составляют женщины, у которых в этой позе колени всегда сведены вместе. Расстояние - один, два кулака. Кисти рук лежат на передней поверхности бедер. Спина в обязательном порядке должна быть прямая, а плечевой пояс расслабленным. Непосредственно перед поклоном сначала левая, а потом правая ладонь кладется перед собой на пол таким образом, чтобы касающиеся друг друга большие и указательные пальцы образовывали треугольник.
Во время поклона сидя спина должна оставаться прямой и, что очень важно, ягодицы не должны высоко подниматься над пятками. Это не сразу получается, но при небольшой тренировке не вызывает сложностей. После окончания поклона кисти рук убираются на бедра в обратном порядке.
Поклоны - наиболее часто употребляемая часть ритуалов. Они выполняются при встрече и прощании, при входе и выходе из зла, при приветствии старшего и чтобы поклониться при встрече на улице своему товарищу по клубу или секции. Это дань уважения, такая же, как и рукопожатие, а не проформа.
При входе в зал и при выходе из него, вне зависимости от того находится кто-нибудь в нем или нет, выполняется поклон в сторону Семэн (Семэн - стена напротив входа в зал). В этом месте, по преданиям, находятся духи великих мастеров единоборств. Здесь же располагается Учитель во время проведения тренировки). Это - дань уважения святому месту для любого человека, занимающегося японскими боевыми искусствами, в котором он постигает тайны искусства.
Перед началом тренировки должна соблюдаться тишина и порядок. Нельзя громко разговаривать, шуметь. Это является проявлением неуважения. Но это вовсе не означает, что до начала занятия ученики должны стоять по стойке смирно. Напротив, это время следует отвести выполнению упражнений направленных на разогрев мышц и подготовку суставов и сухожилий к предстоящим нагрузкам.
Когда в зале появляется Учитель, то сразу же прекращаются любые занятия и все находящиеся в зале повернувшись лицом к входу принимают исходное положение для поклона стоя. Если носки ног соединены вместе, то такая стойка называется ХЕЙСОКУ ДАТИ (ДАЧИ), а если носки разведены, то это МУСУБИ ДАТИ. Старший из присутствующих учеников подает команду: "Сэнсей-ни о-рэй!", по которой выполняется поклон.
В некоторых случаях, когда старший из учеников по каким-либо причинам не увидел появление Учителя в зале, команду может подать и другой ученик, который первым увидел Учителя. Однако, в большинстве японских залов младшие ученики заранее предупреждают старшего о подходе Учителя ко входу в зал.
Иногда складывается такая ситуация, когда в зал входят несколько Учителей. В этом случае, перед командой называется фамилия того человека, которому она непосредственно относится. Например: "Иванов-сан но сэнсэй-ни о-рэй!". Эту фразу можно перевести как "Господин Иванов является Учителем и мы отдаем ему честь!"
После поклона следует
остаться в исходном положении до тех пор, пока не будет подана следующая команда. При этом необходимо все время находиться лицом к Учителю, куда бы он не двигался. Далее может быть подана или команда на построение, или команда "СУДЗУКИТЭ" - "продолжать" -, которая позволяет вернуться к прерванным занятиям.
Основным построением в зале является карэ. В первом ряду, который стоит ближе всех к камидзе, находятся черные пояса наиболее высокой квалификации. Если же в данной группе таковых нет, то самые лучшие ученики. И далее, с каждым рядом, квалификация опускается все ниже и ниже. В последнем ряду стоят ученики с низшей квалификацией и новички без квалификаций. В этот же ряд становятся и те, кто опоздал к началу тренировки, если, конечно, их вообще допускают к занятиям вне зависимости от того, какая у них степень!
Следует отметить, что в большинстве традиционных японских и окинавских Школах двери зала закрыты для всех, кто опоздал к началу занятий хотя бы на минуту. Опоздание является жестом неуважения к Школе, Учителю, Додзе и своим соклубникам. Если же опоздавший все-таки допускается в зал, то он сначала, в качестве наказания, отжимается от пола на кулаках, а затем садится в сэйдза и ожидает паузы в занятиях.
Следует отметить, что подобное положение выдерживается все же не повсеместно. Для некоторых категорий учеников делается исключение. В основном, речь идет о тех людях, которые по объективным причинам не имеют физической возможности вовремя приезжать на занятия. И надо отдать должное - ученики никогда не злоупотребляют подобным доверием.
В любом случае недопустимо самостоятельно, без разрешения Учителя, становиться в строй или же прерывать занятие, испрашивая разрешения встать в строй. Дождавшись паузы, опоздавший с поклоном громко произносит фразу: "ОНЭГАЙ ИССИМАС!" Это можно перевести как "прошу вас!" в смысле просьбы разрешения участвовать в тренировке и встать в строй.
Все внутреннее пространство зала, в соответствии с этикетом, делится на несколько частей. Стена напротив входа в зал и трехметровое пространство около нее называется СЕМЭН (ШОМЭН). Это священное место в зале. По преданию здесь обитают духи великих мастеров. На этой стене располагается знамя клуба и знамя стиля, которому принадлежит клуб и другие реликвии. Часто здесь помещают фотографии и портреты великих мастеров. Семен - место, где может находиться только Учитель. КАМИДЗЕ - место в трех метрах от семэн, в котором находится Учитель, инструктор или старший ученик, если он ведет тренировку. За исключением некоторых случаев (мытье пола, выполнение упражнений связанных с передвижениями по всему залу и т. п.) ученики не имеют право заходить на эту территорию. СИМОЗА - остальное пространство зала. Здесь находятся ученики. Это пространство также имеет свое условное деление. Ближе всего к камидзе располагаются ученики с черными поясами, далее - с цветными поясами по убывающей градации, и в самом конце ученики
с белыми поясами. Такая расстановка сохраняется во всех случаях, за исключением тех, когда этого требуют условия выполнения упражнения. Не допустимо, чтобы ученик с белым поясом разгуливал на "территории" черных поясов и, тем более, у камидзе или семэн. Если такое происходит, то нарушитель должен быть сразу же наказан вплоть до удаления из зала с тренировки.
Подобный порядок помимо дисциплины является еще и дополнительным стимулирующим фактором. Хочешь быть ближе к Учителю и Святыням - занимайся лучше и получай более высокую квалификацию. К тому же на тренировке Учитель нередко дает разным квалификационным группам учеников различные задания, которые вполне оправдывают условное деление зала на зоны.
Все находящиеся в зале, включая гостей, должны быть без обуви. Это простое требование этикета характерно для всего уклада японской жизни. Хотя его внутреннее содержание относится чисто к духовной области, даже такое прозаическое требование как соблюдение гигиенических норм вполне оправдывает его необходимость и за пределами Японии.
Все занимающиеся - в обязательном порядке - должны быть босиком. Вся обувь оставляется за порогом зала. В Европе иногда перед входом кладется влажный коврик. Имейте ввиду то, что не допустимо, чтобы он был очень влажным. Следите, чтобы после влажной уборки перед тренировкой полы были сухими. Во время пауз дежурный по залу должен вытирать капли и лужицы пота, которые неизбежно образуются на полу при интенсивной нагрузке. Само собой разумеется, что тряпки и швабры должны находиться вне зала. В нем вообще не должно находиться ничего лишнего, не относящегося к занятиям.
В Японии на стенах зала можно увидеть изречения великих мастеров. Считается, что это помогает ученику во время занятий.
Японские Учителя дают своим ученикам следующие НАСТАВЛЕНИЯ:
Перед входом в ДОДЗЕ очисть свой разум;
Развивай и укрепляй упорство через укрепления своего тела и преодоление препятствий возникающих на твоем пути во время тренировки;
ДОДЗЕ есть место, где мастера воспитывают смелость и храбрость через тяжелую работу и пот. Это священное место, в котором полируется дух воина:
Мастера помогают ученикам с тем, чтобы ДОДЗЕ стал священным местом в их душах, а не на устах.
Все входящие в зал должны быть одеты надлежащим образом. Не допустимо появляться в зале, одеваясь на ходу или завязывая пояс. Это равносильно оскорблению. Если в ходе тренировки развязался пояс или тесемки на брюках или куртке, то одежду поправляют покинув с разрешения инструктора строй, сидя на коленях. Возвращение в строй происходит также только с разрешения.
В современной Японии практически в большинстве Школ боевых искусств для учеников принята одежда белого цвета. На Востоке белый цвет, цвет траура, цвет смерти. Когда самурай готовится совершить сэппуку (ритуальное самоубийство, которое также называют харакири), он одевает белые одежды символизирующие готовность следовать своей судьбе.
Ученик одевает белые одежды символизирующие его готовность следовать по Пути Война по которому его ведет Учитель.
Черный цвет, цвет мастерства. Если иное не оговорено правилами данного конкретного вида боевых искусств, одежду черного цвета может одевать только Мастер, Учитель. В любом случае в традиционной Школе смешение цветов, либо какие-то другие цвета в одежде недопустимы. Точно так же как и ношение различных украшающих или рекламных надписей или же многочисленных эмблем.
Члены японских клубов чаще всего носят на одежде только эмблему школы. Да и то не всегда (в основном на официальных тренировках, экзаменах, показательных выступлениях и соревнованиях).
Появление в зале в грязной, не глаженой одежде, есть проявление неуважения к залу, товарищам. Учителю и Школе.
Одежда для занятия боевыми искусствами называется ДОГИ (в переводе с японского ДО - путь воинского искусства, ГИ - одежда). Иногда, если одежда используется именно в этом боевом искусстве, в название одежды добавляется название этого искусства. Например, КАРАТЭГИ
Пояс (ОБИ) - предмет гордости любого будоки. И не без основания, если, конечно, этот пояс заработан честно. В особенности, если он вручен Учителем из рук в руки. Кстати, по внешнему виду пояса и по тому, как владелец обращается с ним можно довольно точно определить отношение этого человека к боевому искусству.
Перед началом занятий будоки стоят в карэ в стойке МУСУБИ ДАТИ, расслабленные руки опущены перед собой у низа живота. Кисти рук лежат одна на другой тыльной стороной перед собой, ладонь левой руки прикрывает тыльную сторону правой. Стоящие в первом ряду смотрят прямо перед собой, стоящие в последующих рядах смотрят в затылок впереди стоящего. Поза не должна быть напряженной. Для этого следует расслабить все группы мышц.
Любая тренировка начинается и заканчивается выполнением особого ритуала. В разных школах он может несколько отличаться по форме, но смысл его остается неизменным. Сначала подается команда "СЭЙДЗА!" По ней принимается положение сидя на коленях описанное выше. Далее Учитель или инструктор подает команду "МОКУСО!". Все сидящие закрывают глаза и начинают медитировать.
После окончания медитации подается команда "МОКУСО ЯМЭ!", которая служит сигналом для того, чтобы открыть глаза. Следующая команда - "СЕМЭН-НИ 0-РЭЙ!". Дословно она переводится как "слава святыне". Весь строй одновременно молча выполняет поклон. Он символизирует то уважение, которое испытывают находящиеся в зале будоки к святыням стиля, Школы и зала. Далее подается команда: "СО-ШИХАН НИ 0-РЭЙ!" - Перевод - "Слава СО-ШИХАНУ (основатель или наследный глава стиля)".
Все эти команды подаются старшим из присутствующих учеников находящимся на левом фланге переднего ряда. В это время Учитель сидит в позе СЭЙДЗА лицом к СЕМЭН. После этого, как первая часть ритуала закончена, он поворачивается
лицом к карэ и старший ученик подает следующую команду: "СЭНСЭЙ-НИ О РЭЙ!" Поклон выполняется с фразой "ОНЭГАЙ ИССИМАС!". И, наконец, СЭНСЭЙ встает с колен и подает команду "ТАТЭ!" (встать). Чаще всего используется система "ступенек". Первым встает задний ряд, затем предпоследний и так до первого ряда, где находятся самые младшие ученики из присутствующих в зале.
Во время проведения этого ритуала в конце тренировки все ученики выполняют поклон Учителю и друг другу со словами: "ДОМО АРИГАТО ГОДЗАИМАС!" что можно перевести как: "большое спасибо!". Кроме того, после поклона Учителю подается команда "СЭМПАЙ-НИ О РЭЙ!" (поклон старшему ученику), а затем команда "ОТОГАЙНИ О РЭЙ!" (поклон друг другу).
Правила проведения этого ритуала и его терминологию должны знать все ученики находящиеся на занятиях. Команды должны подаваться громко и четко, точно так же как и фразы произносимые учениками.
Итак, как уже говорилось выше, в зале следует находиться только в опрятной, чистой одежде. Если в ходе тренировки одежда пришла в беспорядок, то, получив соответствующее разрешение, поправлять ее можно только в позе СЭЙДЗА.