Толковый словарь Будо


1. РАНГИ:

•  Бутокукай - японская правительственная организация, объединяющая все боевые искусства.
•  Сихан - хранитель традиций школы, направления; Квалификация профессионального инструктора в японских боевых искусствах, высшего ранга не ниже Рокудан (6 Дан).
•  Сэнсэй - учитель, наставник, инструктор, мастер.
•  Сэмпай - старший ученик.
•  Дохай – ровесник по степени и стажу занятий.
•  Кохай - младший ученик.
•  Дэси - приближенный ученик.
•  Учидэси - внутренний ученик, живущий в додзё или в доме у учителя, следящий за порядком в додзё, и прислуживающий учителю (постоянный ученик).
•  Айкидока - человек занимающийся Айкидо.
•  Кю – квалификация ученика.
•  Дан – квалификация мастера, ранг чёрного пояса, степень мастерства обладателя чёрного пояса (сёдан(1), нидан(2), сандан(3), йондан(4), годан(5), рокудан(6), ситидан(7), хатидан(8))
•  Юданся - обладатель чёрного пояса.
•  Мюданся - ученики, не обладающие мастерской степенью.
примечание:

2.  ИНВЕНТАРЬ:

•  Додзё – тренировочный зал, где практикуются боевые искусства. Применимо как к буддийским храмам, как зал для духовных упражнений, медитации и концентрации, так и любому тренировочному залу, где проповедуется Путь.
•  Нафудакакэ - табличка с названием Додзё.
•  Камидза (сёмен, дзёдза) - почетное (верхнее) место для сидения напротив входа, маленькая святыня, алтарь.
•  Симоса - нижнее место для сидения, со стороны входа, напротив камидзы.
•  Симосеки - почетное место для гостей, напротив дзёсики, слева от камидзы.
•  Дзёсики - место для ассистентов, напротив симосеки, справа от камидзы.
•  Татами - покрытие из японской циновки на которых практикуются боевые искусства.
•  Дзори - сандалии, для прохода до татами.
•  Кэйко - тренировка в боевых искусствах.
•  Кейкоги (доги, ги) – униформа (“кимоно”) для занятий Будо.
•  Кэйко-оби - пояс используемый в Будо.
•  Кеса - пояс, носимый по диагонали поперек груди буддистскими священниками
•  Кэйкобакама - тренировочная хакама.
•  Хакама - широкая юбка - брюки, означает принадлежность к юданся. Мужчины носят хакама с Сёдана (1 Дан), женщины с санкю (3 Кю). Хакама имеет 7 складок (5 передних и 2 задних). Каждая складка имеет свой смысл:
•  Yuki - храбрость;
•  Jin - человечность;
•  Gi - справедливость;
•  Rei - искренность;
•  Makoto -лояльность;
•  Chugi -преданность;
•  Meiyo - достоинство;
•  Косиита - задняя часть хакамы.
•  Танто - нож.
•  Айкучи - танто для ношения женщинами без цубы.
•  Бо - деревянная палка около 6 футов длиной (2м.).
•  Дзё - деревянная палка 5 футов длиной(1,28 м.).
• Боккен (бокуто) - деревянный меч.
•  Синаи - бамбуковый тренировочный меч.
•  Субурита - большой утяжелённый деревянный меч.
•  Кото - старый меч, сделанный до 1573 года.
•  Синсинто - новый меч, сделанный в 1760-1900 годах.
•  Гендайто - современный меч (сделанный, приблизительно в 20 столетии).
•  Катана - самурайский меч.
•  Йайто - тупая катана.
•  Кен (тачи, дайто) - тип японского длинного меча.
•  Вакидзаси (сёто) - тип японского короткого меча.
•  Ха (киссаки) - остриё меча.
•  Нукитсуке - рисунок меча.
•  Цуба - гарда меча, боккена.
•  Цука - ручка меча, боккена.
•  Сая - ножны.
•  Макивара - инструмент для отработки ударов.
•  Коте - нарукавник, выполняется приблизительно от основания большого пальца до середине предплечья; перчатки
используемые в Йайдо и кендо.

3. ПРИВЕТСТВИЯ:

•  Рэй - приветствие, поклон.
•  Рэйги (рэйсики) - этикет.
•  Охайёгодзаймас – доброе утро.
•  Каничива – добрый день, здравствуйте.
•  Конбанва - добрый вечер.
•  Саёнара - до свидания.
•  Сёмен ни рэй - общее приветствие.
•  Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих.
•  Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем.
•  Онэгаищимас - я Вас приглашаю; я в ваших руках; давайте позанимаемся вместе;
•  Аригатогодзаймащта - спасибо.
•  Домо - спасибо. Домоаригатогодзаймащта - большое спасибо.
•  Сумимасен (гомен насай) - извините, прошу прощения.

4.  КОМАНДЫ:


•  Сейдзарэй (дзарэй) - поклон в положении сейдза.
•  Рицурэй - поклон стоя.
•  Мэкусо - медитация.
•  Хай - да.
•  Дозо - пожалуйста.
•  Хай дозо - пожалуйста приступайте.
•  Кирицу - встать.
•  Сейрицу (сейджу-хо) - садиться (строиться) в положении сейдза.
•  Ёй - поворот кругом.
•  Гиёцки - внимание, смирно.
•  Котай - поменять партнёра, активность.
•  Яцуми - отдыхать, поправить кейкоги.
•  Сёмен ни рэй - общее приветствие.
•  Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих.
•  Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем.
•  Хажиме - начинайте.
•  Хажиме масё - давайте начнём.
•  Оваримасё – давайте закончим.
•  Ямэ - прекратить, расслабиться.
•  Кадзу - счет.
•  Ити - один.
•  Ни - два.
•  Сан - три.
•  Си - четыре.
•  Го - пять.
•  Року - шесть.
•  Сити - семь.
•  Хати - восемь.
•  Кю - девять.
•  Дзю - десять.

5. ЧАСТИ ТЕЛА:

•  Тай - тело.
• Сё - голова.
•  Мэн - передне - верхняя часть головы.
•  Сёмэн - 1- лицо, перед; 2- лицевая сторона додзё.
•  Усиро - сзади.
•  Ёко - боковой.
•  Учи - изнутри, внутрь.
•  Сото - снаружи.
•  Удэ - предплечье.
•  Кататэ (тэ, котэ) - запястье, нижняя треть предплечья.
•  Тэгатана – рука - меч.
•  Мунэ - грудь, лацкан пиджака.
•  Куби - шея.
•  Коси - бедро.
•  Аси - нога, стопа.
•  Миги - правый.
•  Хидари - левый.
•  Эри - воротник.
•  Тандэн (кикай-тандэн, хара, сейка-но-тьен) - центр, биологический центр тяжести также центр разума и духа, низ живота, точка на 2 см. ниже пупка, точка концентрации энергии КИ, вместилище КИ.
•  Кюсё - точки аккупунктуры, болевые точки.
•  Чусин - центр.
•  Кокоро - "сердце" или "мысль".
•  Кокю - дыхание.

6. ПЕРЕМЕЩЕНИЯ:

•  Аси - шаг, стопа.
•  Сабаки - передвижение, перемещение.
•  Тай - сабаки - круговое перемещение тела. 1 вариант - тенкан. 2 вариант – ирими - тенкан. Движение тела должно быть свободно - текущим, естественным и осторожным.
•  Аси - сабаки - прямолинейное перемещение тела.
•  Тай-но-тенкан - вращение тела.
•  Тэнкан - круговой разворот корпуса на 180*, через спину, без смены стойки.
•  Тэнкан-аси (хантэн, тэнкай) - полукруговой поворот корпуса на месте, на 180*, через спину, со сменой стойки (левосторонняя стойка - поворот назад - правосторонняя стойка).
•  Хирики-аси – то же что и тэнкан-аси, но в более широкой стойке с поворотом на носках.
•  Ирими - входящее движение вперед, навстречу.
•  Санкаку-но-ирими - вхождение в треугольник.
•  Иокуин-но-ирими - вхождение в квадрат.
•  Текуин-но-ирими - прямой вход за спину уке.
•  Ён-но-ирими - вхождение в круг.
•  Эн-но-ирими - вращающийся вход, когда Вы подступаете к партнёру во вращении.
•  Тёкусен - прямой.
•  Тёкусен но прими - прямой вход.
•  Ирими - тенкан - круговое движение корпуса, с разворотом на 180*, с предварительным шагом вперед, происходит смена стойки (мае-аси+аюми-аси+тенкан).
•  Омотэ - движение вперед способом ирими.
•  Ура - движение вперед способом тенкан.
•  Мае-аси - шаг вперед с впереди стоящей ноги, с подтяжкой сзади стоящей ноги, без смены стойки.
•  Окури-аси - шаг вперед предварительно подтянув сзади стоящую ногу, а затем сделав выпад впереди стоящей ногой, без смены стойки.
•  Мае-аюми-аси - шаг вперёд со сменой стойки.
•  Усиро-аюми-аси - шаг назад со сменой стойки.
•  Хики-аси - шаг назад с сзади стоящей ноги без смены стойки.
•  Цуги-аси (сури-аси, аси-сибуми) - передвижение скользящим шагом.
•  Кайтэн - аси (тэнкай-аси) - перемещение в сторону, под руку, для техники кайтэн-наге (мае-аси+аюми-аси+тэнкан-аси).
•  Тенчин - шаг назад под углом 45*.
•  Чидори - аси - перемещение по зигзагу.
•  Сикаку - оптимальный угол движения.
•  Сикко - передвижение на коленях, из положения сейдза (кидза).
•  Маруй - круговое циркулярное движение.
•  Камуроги - спиральное движение по часовой стрелке.
•  Камуроми - спиральное движение против часовой стрелки.
•  Фури - кабури - перемещение с поднятием меча.
•  Хантай (косин) - перемещающийся в обратном направлении, противоположный.
•  Тайафари - вход и блокирование.
•  Сасин-ютай - “выступай с левой, отступай с правой”- традиционное перемещение в Айкидзюцу и Айкидо.
•  Синтай - прямолинейное движение.
•  Сото-мавари - выкручивание, движение в сторону от Вашего партнёра.
•  Учи-мавари - вкручивание с шагом под руку партнёра.

7
. ВРЕМЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА АТАКУ:

•  Сэн - реакция на атаку партнера, опережение.
•  Сэн но сэн - реагирование в момент начала атаки.
•  Тай но сэн - реагирование в момент проведения атаки.
•  Го но сэн - реагирование после атаки.
•  Мачи но сэн - реагирование после захвата.

8. ДИСТАНЦИЯ:

•  Маай - понятие дистанции в боевых искусствах, интервал.
•  Маайкан - контроль дистанции в процессе выполнения приёма.
•  Чика Ма - малая дистанция, дающая возможность захвата или атэми без продвижения вперед, для Го но Сэн и Сэн но Сэн.
•  Ма - средняя дистанция, для нападения и защиты примерно в один большой шаг, для Тай но Сэн.
•  То Ма - большая дистанция, в несколько шагов, используется при работе с оружием.

9. КИАЙ

На Востоке, тактическое значение крика, на результат боя, никогда не было недооценено. В частности в Тибете и в Японии эта техника была усовершенствована в древние времена до уровня искусства. Специфика этого явления заключается не в звуке как в таковом, а в проведении энергии к предполагаемой цели через звук, посредством человеческого голоса. Киай охватывает концепции гармонии духа и энергии, подразумевает смешение таких факторов, которые определяют полную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные возможности. Таким образом, данная комбинация означает, что человек более сильный по этим понятиям может управлять более слабым.

В одном историческом придании, упоминается самурай, который проходя через лес, был окружен стаей волков. У него было бесстрастное и уверенное выражение лица, прямая походка, его спокойствие и одновременно готовность к действию в любой момент, нейтрализовали агрессивность животных, которые замерли на своих местах, в то время как он благополучно прошел между ними. В другом повествовании, рассказывается о людях, которые в похожей ситуации входили в состояние оцепенения от переполняющего их страха. Эти исторические примеры, ясно показывают важность развития силы духа и энергии в будзютсу (боевых искусствах) и киай в частности. Требовались длительные годы обучения, для совершенствования первоначального запаса энергии в хара (точка в трех сантиметрах ниже пупка), который позволял будоке парализовать, убивать, отражать нападение или спасать жизнь другого воина.

Коротко, можно сказать, что киай - это централизация энергии каналов живота , скоординированная и направленная к цели. На самых высоких уровнях, действие крика не зависело от громкости и длительности звука, эффект был в особенности тона и вибрации голоса в сочетании с развитием внутренних и внешних возможностей воина. Практика киай влияет на укрепление области танден (часть брюшной полости в районе хара), а также является важным фактором в развитии мужества, отваги и таинственной силы, которой, по преданию обладали настоящие мастера будзютсу. Согласно высказываниям ведущих специалистов боевых искусств, под влиянием киай, внешние факторы будзютсу (методы и оружие) были подчинены факторам внутреннего характера (самообладанию и энергии) и поэтому стали действительно высокоэффективными и уместными в реальном бою.