Бункай-кумитэ
Ката подобен книге, прочесть и понять смысл которой можно только зная бункай-кумитэ. Бункай в переводе с японского означает анализ. Это практическое применение каждого движения ката. Таким образом, ката и бункай-кумитэ неразрывно связаны друг с другом, следовательно, изучать ката без бункай-кумитэ не имеет смысла.
Часто мне приходится слышать от учеников: «... и я вдруг осознал(а) что, занимаясь каратэдо несколько лет, не могу дать достойное сопротивление кучке хулиганов, не имеющих ни малейшего представления о боевых искусствах». Чтобы не попасть в такую ситуацию необходимо изменить свое отношение к тренировке бункай-кумитэ. Тренировать бункай-кумитэ нужно также часто, как и тренировать ката. Отрабатывая на тренировках бункай-кумитэ с партнером или партнерами, нужно обратить внимание на ряд особо важных моментов.
Недопустимо формальное выполнение атаки, когда сэмэтэ (атакующий) делает удар или захват не в полную силу или намеренно бьет мимо цели. И сэмэтэ, и укэтэ в пустую тратят время, т.к. невозможно приобрести способность атаковать и защищаться при таких условиях. Атакующий зачастую считает, что в бункай тренируется только защищающийся. Это заблуждение, т. к. сэмэтэ учится, прежде всего, правильно подбирать дистанцию для атаки и время. Атаку нужно выполнять стремительно и внезапно, пытаясь поразить уязвимое место укэтэ (защищающегося). Необходимо присутствие хотя бы минимального риска для защищающегося. Только тогда тренировка приобретает практическое значение.
Исходное положение должно соответствовать каждой конкретной ситуации. Укэтэ (защищающийся) не должен быть полностью закрытым для атаки, т. е. стойка, положение рук, дистанция не должны препятствовать началу атаки сэмэтэ (атакующего). Например, положение рук гэданкамаэ провоцирует атаку тюдан, дзёдандзуки или гэри, положение рук чуть выше, чем дзёданкамаэ (кулак на уровне своих глаз) - тюдандзуки или тюдангэри.
В любой момент времени нужно сохранять контроль над действиями партнера (дзансин). Смотреть нужно всегда в глаза условному противнику, ибо даже кратковременное отведение глаз может повлечь за собой поражение. Мэцукэ (взгляд в глаза) позволяет угадывать намерения партнера. Мэцукэ нужно сохранять не только во время схватки но и после, наблюдая за действиями противника.
Когда вы впервые попробуете тренироваться, соблюдая эти условия, у вас, вероятнее всего, возникнет чувство того, что защита уже не удается вам с такой же легкостью, как раньше, а требует приложения немалых усилий. Отработка бункай-кумитэ должна идти также, как отработка кихон-кумитэ (упражнений для спарринга) в плане скорости и силы.
Тренировать бункай нужно до тех пор, пока не станет возможным его практическое применение как в свободном спарринге (дзию-кумитэ), так и в реальной ситуации.
Только правильная тренировка бункай-кумитэ позволяет, помимо практических навыков, развить необходимые для каждого каратэиста качества, такие как уверенность в
своих силах, решительность действий и отважность.
КИАЙ
На Востоке, тактическое значение крика, на результат боя, никогда не было недооценено. В частности в Тибете и в Японии эта техника была усовершенствована в древние времена до уровня искусства. Специфика этого явления заключается не в звуке как в таковом, а в проведении энергии к предполагаемой цели через звук, посредством человеческого голоса. Киай охватывает концепции гармонии духа и энергии, подразумевает смешение таких факторов, которые определяют полную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные возможности. Таким образом, данная комбинация означает, что человек более сильный по этим понятиям может управлять более слабым.
В одном историческом придании, упоминается самурай, который проходя через лес, был окружен стаей волков. У него было бесстрастное и уверенное выражение лица, прямая походка, его спокойствие и одновременно готовность к действию в любой момент, нейтрализовали агрессивность животных, которые замерли на своих местах, в то время как он благополучно прошел между ними. В другом повествовании, рассказывается о людях, которые в похожей ситуации входили в состояние оцепенения от переполняющего их страха. Эти исторические примеры, ясно показывают важность развития силы духа и энергии в будзютсу (боевых искусствах) и киай в частности. Требовались длительные годы обучения, для совершенствования первоначального запаса энергии в хара (точка в трех сантиметрах ниже пупка), который позволял будоке парализовать, убивать, отражать нападение или спасать жизнь другого воина.
Коротко, можно сказать, что киай - это централизация энергии каналов живота , скоординированная и направленная к цели. На самых высоких уровнях, действие крика не зависело от громкости и длительности звука, эффект был в особенности тона и вибрации голоса в сочетании с развитием внутренних и внешних возможностей воина. Практика киай влияет на укрепление области танден (часть брюшной полости в районе хара), а также является важным фактором в развитии мужества, отваги и таинственной силы, которой, по преданию обладали настоящие мастера будзютсу.