Что касается философской базы каратэ, связанной с кардиальным положением Буддизма, то необходимо отметить, что, к сожалению, окинавское каратэ, в основании которого были заложены военно-прикладные задачи, в средние века было больше направлено на выживание, чем на достижение идеальной вселенской гармонии, поэтому связь с учением патриархов КЭМПО была почти полностью утрачена. Когда каратэ в начале XX века вышло за пределы архипелага Рюкю и стало приобретать поклонников в Японии, это древнее боевое искусство было объявлено неотъемлемой собственностью японской нации.
В поисках духовной опоры современное каратэ обратилось в первую очередь к БУСИДО - "путь самурая", морально-этический комплекс самурая, к идее о сочетании чести (гири) и гуманных чувств, добавив сюда стремление к универсальной гармонии и к слиянию человека с природой.
Постепенно развиваясь, Бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то же время симбиозом нескольких религий: Буддизма, Конфуцианства и Синтоизма - национальной религии японцев.
Бусидо нравственно осмысляло философское мироучение в целом, совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности человека, его роли в окружающем мире, смысле жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Особенно сильное влияние на Бусидо оказал Буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 552 году. Созвучие мировоззрения сословия воинов с положениями Дзен-Буддизма позволило использовать его в качестве религиозно-философской основы этических наставлений самурайства. Так например, Бусидо восприняло из Дзэн идею строго самоконтроля. В Бусидо использовалась также Дзен-медитация , при помощи которой в душе самурая воспитывалась самоуверенность и хладнокровие перед лицом смерти. Из Конфуцианства Бусидо переняло прежде всего требование верности долгу. В числе главных принципов кодекса Бусидо выделялись: верность долгу, храбрость, отвага, честность и прямота, простота и воздержанность, презрение к личной выгоде и деньгам. Так под влиянием Синтоизма, Буддизма и Конфуцианства сформировалось понятие "МИТИ"(ДО) - жизненный путь, истинной целью которого является познание истинной цели жизни, как правило, ценой всего своего пребывания в этом теле.
Каратэдо начала XX века с его традиционно дзэновским мировосприятием хорошо адаптировалось на японской земле после того, как с 1916 года по 1922 год окинавскими мастерами было проведен ряд показательных выступлений, результатом которых стало появление многочисленных японских поклонников боевых искусств, в том числе и среди дзюдоистов. Основатель дзюдо Дзигоро Кано был в прекрасных отношениях с ведущими окинавскими мастерами каратэ.
Самым знаменательным событием в развитии японского каратэдо стало показательное выступление перед будущим императором Японии Хирохито, которое состоялось 6 марта 1921 года. Кронпринц был поражен демонстрацией ката, кумитэ и тамэси-вари. В 1924 году был открыт первый клуб в Мэйсэй-дзюку при общежитии университета Кэй?, где проживали студенты с Окинавы. С 1924 года новый для Японии вид Бу-дзюцу, получивший название КАРА-ТЭ-ДЗЮЦУ ("метод китайской руки") был включен в учебные программы некоторых школ и университетов. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера стали регистрировать свои стили, присваивая им те или иные имена.
Окинавский мастер Мабуни Кэнва в 1926 году основал в Осака стиль СИТО-РЮ и в 1930 году официально зарегистрировал его. На год раньше свой стиль под названием
ГОДЗЮ-РЮ зарегистрировал его друг Мияги Тюдзюн. Само название стиля указывает на сочетание в нем твердого и мягкого, то есть противоположностей. Стиль был создан Мияги на основе старого Наха-тэ. Высокие стойки, пластичные переходы и отводящие блоки совмещаются с мощной фронтальной атакой. В 1936 году официально зарегистрировал свой стиль под названием СЁТОКАН-РЮ окинавский учитель и мастер окинавского каратэ Фунакоси Гичин. Для названия своей школы он использовал свой авторский псевдоним, с юности взятый мастером, большим любителем изящной словесности. Иероглифы "СЁ-ТО" буквально означают "сосны и волны", "КАН" - клуб. При создании стиля Фунакоси Гичин опирался на стиль Сюри-тэ. Он и его сын Еситака включили в технический арсенал Сёто-кан несколько новых ударов ногами, например круговые и задние. Оптимальным они считали ведение боя на средней дистанции. В целом каратэдо С?то-кан развивалось в направлении спорта, постепенно удаляясь от принципов настоящих боевых единоборств. Одним из первых учеников Г.Фунакоси был Хиронори Оцука, который видоизменил отдельные приемы, а позднее решил ввести в каратэдо новый принцип, взятый из дзю-дзюцу - принцип "мягкого" соприкосновения с противником. В 1939 году, заручившись поддержкой Г.Фунакоси, Оцука зарегистрировал собственный стиль, назвав его ВАДО-РЮ ("ВА"-мир, гармония).
Мастера, жившие на Окинаве, продолжали успешно и широко практиковать старые стили Сёрэй и Сёрин. В октябре 1936 года в городе Наха на Окинаве состоялась вошедшая в историю конференция мастеров окинавского каратэ, которая утвердила приоритет духовного начала "ДО" (по аналогии с дзю-до, кэн-до) в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении смысла названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой". И наконец, конференция признала самостоятельность различных школ, которых к тому времени насчитывалось около 40 (в рамках четырех основных стилей).
К началу II Мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэдо: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ.
В годы II Мировой войны и последовавшие несколько лет американской оккупации Японии в стране существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэдо. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 года представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это предложение могло быть принято только при одном условии - если ассоциации смогут найти общий язык между собой и объединиться. Так в 1964 году возникла Всеяпонская Федерация каратэдо - ДЗЭН НИХОН КАРАТЭДО РЭММЭЙ, объединившая большинство стилей и школ. В составе Федерации различные стилевые группы остались существовать автономно, каждая ассоциация продолжала проводить ежегодные стилевые всеяпонские чемпионаты.
С 50-х годов, когда сведения о каратэдо достигли Америки, Европы и других континентов. Появились миллионы поклонников практически во всех странах мира. В большинстве стран созданы национальные федерации. В 1968 году создается Всеевропейская Федерация каратэдо, а в 1969 году был создан Международный союз организаций каратэдо (WUKO), а также проведен I Чемпионат мира по каратэдо.
Стили ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т.Мияги образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итосу-кай, Кэнкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Сётокан: Сёто-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай, и пр. В Вадо-рю - Вадо-кай.
В настоящее время каратэдо представляет собой довольно обширную совокупность стилей и направлений, имеющих в своей основе общую идею, базирующуюся на тех или иных принципах древнего ТОДЭ.