Сэйэнтин
* Становление Нахатэ связано с именем мастера Хигаонна Канрё, который на протяжении ряда лет учился китайскому кэмпо в южнокитайской провинции Фуцзянь в области Фучжоу. Хигаонна привез из Китая целый ряд ката, и в их числе – Сэйэнтин.


Известно, что Хигаонна был неграмотен и не знал, какими иероглифами должны записываться названия тех ката, которым он обучал своих учеников. Соответственно, не знал Хигаонна и смысла названий этих ката. Кроме того, утверждают, что мастер переболел цингой, потерял в результате большинство зубов, из-за чего говорил с многочисленными дефектами.

По этой причине сегодня название «Сэйэнтин» не только записывается разными иероглифами, которые во всех случаях являются иероглифами, искусственно подобранными под звучание с учетом их смысла, но и звучит в разных школах, наследующих традицию Нахатэ, по-разному: «Сэйинтин», «Сэйюнтин», «Сээнтин», «Сэйэнтин», «Сэйэйтин»…

В разных вариантах написания-звучания название этого ката означает: «Битва во время расцвета династии Цин» («Сэйэйтин» – 清栄戦), «Покорять далекое и устанавливать порядок» («Сэйэнтин» – 征遠鎮), «Сражаться, контролируя и подтягивая к себе» («Сэйинтин» – 制引戦), «Контролировать, подтягивать к себе и устанавливать порядок» («Сэйинтин» - 制引鎮) и т.д.


В публикациях Кёкусин-кан встречаются два варианта написания названия «Сэйэнтин»: как 征遠鎮 – «Покорять далекое и устанавливать порядок» – и как 制引戦 – «Сражаться, контролируя и подтягивая к себе».

Известный историк каратэ Киндзё Акио, на протяжении вот уже полувека изучающий китайские истоки окинавского каратэ, обнаружил аналогичное ката на Тайване. Оно изучается в школе Тайцзу хуахэ-цюань – «Кулак журавля – превращенный кулак императора Тай-цзу», одном из многочисленных ответвлений фуцзяньского Белого журавля, откуда в каратэ пришел целый ряд комплексов.

В Тайцзу хуахэ-цюань это ката на фуцзяньском диалекте называется «Чэйиньчин», что означает «Черный сокол сражается» (青鷹戦). (Вообще-то, сокол в этом названии может быть и совсем не черным. Дело в том, что иероглиф 青 в китайском языке обозначает целый ряд цветов: темно-голубой, ярко-синий; черный; ярко-зеленый).

Название «Черный сокол сражается» связано с рядом технических особенностей ката Сэйэнтин. В самом начале ката представлен вариант освобождения от захвата, при котором боец широко разводит руки в стороны. Это движение символизирует уловку сокола: когда сокол сталкивается в бою с сильным противником, чтобы устрашить его, он разводит крылья в стороны и раздувается, стараясь поразить соперника своими размерами.

Следующее движение – блок с переходом на захват (ути какэ-укэ) с последующим ударом нукитэ – имитирует соколиный захват когтями с последующим клевком клювом.
Наконец, в финале ката блок кури-укэ, когда боец локтями разводит в стороны руки противника, пытающегося обхватить его сзади, также имитирует характерную повадку сокола: после боя или долгого полета сокол опускается на ветку дерева у земли и разводит крылья в стороны, чтобы охладиться после работы, подставив крылья и туловище прохладным потокам ветра – совсем не случайно именно это движение завершает ката.

Интересно, что «соколиный след» сохранялся в этом ката даже в Японии, когда исконный смысл названия «Сэйэнтин» был давно утрачен. Так, кантё Рояма Хацуо, еще до выхода публикации Киндзё Акио о Сэйэнтин, в одной из своих книг писал: «Особенностью ката Сэйэнтин являются амплитудные движения руками, словно птица расправляет крылья, которые сменяются жесткими захватами за запястье бьющей руки противника с нажимом на болевые точки, словно хищная птица впивается когтями в свою жертву. Не случайно эти движения называются «Така-но тэ» – «Руки сокола» (鷹の手)».

В школе Годзю-рю мастера Ямагути Сэйэнтин классифицируется как второе ката класса мастерских (кайсюгата). Ему обучают обладателей ученических разрядов с 3-го по 1-й кю, параллельно с обучением ката Сайфа. При этом считается, что даже обладателям черных поясов трудно добиться качественного выполнения Сэйэнтин, поэтому задача обладателей ученических степеней – просто разучить последовательность движений, детальное же изучение ката начинается после получения черного пояса. Согласно программе Годзюкай, шлифовке ката Сэйэнтин должно уделяться главное внимание в тренировках в ката вплоть до получения 2-го дана.

В сравнении с Сайфа, в Сэйинтин значительно больше технических действий – в варианте японского Годзю-рю, по подсчету Ямагути Гогэна, целых 50: 3 изготовки, 25 приемов нападения, 22 приема защиты.

В других ката приемы нападения обычно численно значительно преобладают над приемами защиты, а в этом ката приемы нападения и защиты распределяются примерно поровну, таким образом, с точки зрения распределения техники защиты и нападения, это сбалансированное ката.

Приемы объединены в комбинации, выполняемые в правую и в левую стороны, что обеспечивает сбалансированную подготовку для действий в обе стороны.

Особенности технического арсенала Сэйэнтин состоят в том, что в этом ката мало приемов с использованием ног (аси-вадза), в технике рук широко представлены приемы освобождения от захватов и комбинации коротких ударов. В целом в ката представлена техника, рассчитанная на бой на ближней и средней дистанции.

Проработка ката Сэйэнтин и бункаев к его узловым фрагментам позволяет каратисту овладеть целым рядом захватов-прихватов (какэ), болевых приемов (ура-вадза), приемов освобождения от захватов (хадзуси), бросков (нагэ).

Сэйэнтин выделяется сложной схемой эмбусэн. Перемещения вперед-назад и повороты-развороты совершаются по шести перекрещивающимся линиям, образующим шестилучевую звезду.

*
информация о ката Сэйэнтин дана из работ А.Горбылева - известного переводчика с японского языка и исследователя материалов по боевым искусствам Японии.