kanzendo
КОБУДО
                           
   
RYU   KYU    KO   BU    JUTSU  HO   ZON  SHIN      KO       KAI
                  РОССИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РЮКЮ КОБУДЗЮТСУ ХОЗОН СИНКО КАЙ
Российское отделение возглавляет обладатель 5-го дана по Рюкю Кобудзютсу и 6-го дана по каратэдо Сито-рю- Дубинин Валерий Анатольевич.
                                                                    История Ryukyu Kobujutsu

        Ryukyu Kobujutsu появилось в истории приблизительно 700 лет назад.  С процветанием Kobujutsu, много больших преподавателей, таких как Soeishi, Sakugawa, Chatanyara появились в период 17,18 и 19 столетий.
        Постепенно от столетия к столетию из за нехватки преподавателей  традиционное искусство Ryukyu Kobujutsu  оказалось перед кризисом быть совершенно забытым.
        В начале 20-го столетия некоторые мастера глубоко проанализировав ситуацию, предприняли большие усилия восстановить и продвинуть Ryukyu Kobujutsu. Мастер Shinken Taira, который был учеником Moden Yabiku, собрал 42 ката с восемью видами оружия. Все эти ката он передал своему преемнику Gansho Inoue. Каждое ката имеет расшифровку (бункай кумитэ) в применении  каждого движения.
       В настоящее время Ryukyu Kobujutsu Hozon Shinko Kai (общество по изучению, сохранению и продвижению классических окинавских боевых искусств ) возглавляет  souke и президент Kisho Inoue (сын покойного мастера Inoue Motokatsu 1918-1993) . Souhonbu (общий штаб) расположен в Токио.
Помимо многочисленных филиалов по всей Японии  Ryukyu Kobujutsu Hozon Shinko Kai имеет филиалы в других странах мира, таких как: Южная Африка, Финляндия, Голландия, Англия, Канада, Австралия, Малайзия, Швеция, Шриланка, Россия, Бельгия, Маврикия, Германия, Греция, Дания.
        Окончательная цель Bujutsu (боевого искусства) состоит в том, чтобы достигнуть истинного самосознания; найти истинный путь для гармонии сознания, тела и искусства (техники).
Ryukyu Kobujutsu является наследием пионеров и больших мастеров этого искусства и наше поколение занимающихся чувствует большую ответственность за это наследие и нашей  благодарностью является передача без изменений знаний, умений и духовного состояния Kobujutsu последующему поколению молодых поклонников Kobujutsu.
        Искусство Kobujutsu всегда развивалось параллельно с другими видами единоборств, такими, как Karate-jutsu, Ju-jutsu, Aki-jutsu. Мастера этих видов боевых искусств являлись одновременно и мастерами Kobujutsu, но, к сожалению, с развитием спортивной направленности боевых искусств и погоней за медалями, некогда грозные боевые системы стали терять свое прикладное назначение.
        В современном мире Kobujutsu в основном развивается как самостоятельный вид единоборства. И это неслучайно, ведь Kobujutsu с самого начала было предназначено для реальной и эффективной защиты от агрессора.
        В Ryukyu Kobujutsu используется восемь видов оружия, которыми  являются: Bo, Sai, Tonfa, Nunchaku, Kama, Текко, Tinbe и Surujin. Каждое оружие глубоко вовлекает характерную технику и элементы военных искусств Ryukyu Kobujutsu. Большинство Kata c оружием, оставляют  следы старых мастеров, живущих от (приблизительно) 200 до несколько сотен лет назад.
BO
        Особое место занимает среди всех видов оружия  Bo или Kon (палка). 22 ката из 42 посвящены именно этому оружию. Это наиболее хорошо изученное оружие.    Бо - это один из наиболее популярных видов оружия окинавского кобудо. Обычно его называют рокусякубо, где року означает "шесть", "сяку" - единица измерения длины (примерно равная 30 см), и бо означает шест.   Отдельное место занимает техника с веслом Eiku или Suna Kake.
        Eiku или Eiku bo (весло) - длинный шест с широкой лопастью на одном конце, который используется для гребли или управления лодкой. Окинавское весло сделано из дерева. Весло может крепиться к уключинам лодки, но обычно его держат в руках.
Весло в руках опытного мастера становится превосходным оружием, используемым подобно бо, но с преимуществом широкого плоского конца, используемого для блокирования, парирования, рубящих ударов и толчков.
        Традиционные Eikun bo ката используют повторяющиеся "гребковые движения" символизирующие использование эику в бою на лодке. Подлинная техника применения Eiku bo известна только немногим старым мастерам Окинавы. Мастера "старой линии", такие как Сэйкити Одо, обращают внимание на то, что существуют только одна или две ортодоксальные ката Eiku bo. Во многих Eiku bo ката, являющихся современными интерпретациями этого оружия, используется переработка для Eiku bo существующих бо ката. В этих современных версиях многие из ловких обводящих движений с Eiku bo были утрачены, а вместо этого усилен акцент на ударные техники, присущие бо ката.
        Деревянное оружие различной длины с древнейших времен использовалось японцами как для церемоний, так и для поединков. Даже в японской мифологии можно найти примеры, где палку используют как эффективное оружие защиты. Природа подарила Японским островам прекрасное твердое дерево - каси, разновидность вечнозеленого дуба, палки из которого практически не ломаются в схватке.
        Шесты и палки никогда не пользовались уважением классических буси, потому что были слишком простым оружием, которое мог изготовить любой представитель низшего класса. По сравнению с великолепным мечом в деревянном шесте не было престижа. Но его очевидная эффективность все же заставляла буси учиться работе с этим оружием.
        Техника работы с шестом в поединках объединяется названием бодзюцу и подразумевает использование палки из твердого дерева длиной от 150 см. Стандартным оружием буси был шест длиной 180 см - рокусяку бо. Бодзюцу как искусство защиты включает в первую очередь технику работы против агрессивного противника, вооруженного мечом, хотя возможна и эффективная работа от других видов оружия. В арсенал бодзюцу вошли приемы ударов, блокирования и сбивов, тычков и прижимания.
Интенсивные занятия бодзюцу способствуют развитию у воина чувства дистанции, ма-ай.
        На рисунке bo разного размера, но основным является Roku Shaku - шест длиной 182 см. и 3 см.толщиной с равномерным суженим до 2.5 см. на концах для лучшего блокирования.
     Наиболее популярный материал для изготовления Bo также как и для другого традиционного окинавского оружия из дерева – так называемый «красный дуб». Этот сорт дерева имеет плотную структуру, обладает стойким сопротивлением ударам, и при этом очень хорошо ощущается кожей ладони. Для оружия используются и другие виды древесины – ясень, белый дуб и другие. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, окончательный выбор может сделать только сам занимающийся.
    Ясень отличается прочностью и при этом весьма лёгок. Белый дуб прекрасно подходит для ката, но сам по себе не очень прочен по сравнению с другими видами, поэтому не рекомендуется для парной работы.
     Главное различие между разными материалами, из которых сделано деревянное оружие – эстетическое. Красный дуб  будет выглядеть отлично, если его  хорошо отполировать. Если требуется просто прочное оружие, то лучше всего ясень.
Лучше всего иметь два вида оружия: одно,  лёгкое для выполнения  ката, а другое тяжёлое для работы с партнёром. Вес зависит от используемого метериала.
    Первое, что нужно сделать после приобретения нового самодельного оружия из дерева -это  ошкурить его, начать с более грубой, и постепенно дойти до самой мелкой шлифальной бумаги.
     Своими корнями техника работы с палкой уходит в древний Китай - к легендарным монахам Шаолиньского монастыря. Как вид боевого искусства фехтование бо тесно связано с китайским ущу и использует его основные принципы, но при этом придает им характерные окинавские особенности. Прежде всего это касается конструкции оружия. Окинавское бо уменьшается в диаметре от середины к обоим концам, что обеспечивает более концентрированный удар по телу противника.
      Применение бо предполагает хорошее знание базовой техники каратэ. Бо наиболее эффективно за пределами зоны досягаемости оружия противника, оно даёт своему владельцу большое преимущество над противником с более коротким оружием. При использовании в ближнем бою, в пределах зоны досягаемости противника, бо позволяет выполнять разнообразные техники блокирования и парирования, но теряет свои "дистанционные" преимущества.
          BO KATA:
SAI
Размер Sai должен соответствовать длине предплечья плюс 3 см.   
     Сай - уникальное короткое металлическое оружие с длинной историей. Это оружие не результат сельскохозяйственного творческого потенциала как обычно написано.Аналоги сай были найдены в Индии, Китае, Индокитае, Малайзии и Индонезии. Появление сай на Окинаве связано с одним или несколькими из этих источников. Прототипами сай могли служить трезубцы древних времён -  священный символ тантризма - трезубец Ваджра. Древние индонезийские цивилизации на Суматре и Яве, которые имели контакт с Окинавой, использовали это оружие в своих боевых искусствах.  Sai - это кинжал в виде металлического трезубца. 
       Сай является прежде всего защитным оружием и эффективен против врага, вооружённого мечом, шестом или палкой. Длина сай, как правило, изменяется от 35 до 50 см. Обычно его делают из железа или стали, и весит сай от 0,3 до 1кг. Современный сай не имеет острых лезвий, хотя его наиболее ранние формы получены из оружия с лезвиями. Сай может использоваться для отклонения, блокирования или парирования рубящих или колющих ударов мечом или палкой.
        Сай обычно носили по одному в каждой руке и один затыкали за пояс. Третий сай за поясом был заменой потерянному в бою или брошенному в противника. Зубцы сай были сделаны так, что позволяли мастеру ловить и захватывать оружие врага. Далее мастер использовал сай для нанесения быстрых ударов по рукам вооружённого противника и, таким образом, выводил его из строя или обезоруживал его, а уже потом применял завершающие техники. 
        Sai раньше были намного короче нынешних и с почти прямыми "усами" для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду. Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или бросить своё оружие. Метание sai было распространённой практикой
        Есть 2 типа Sa i- Tsuujo  Sai и  Manji Sai.

Sai состоит из лезвия, ручки и "усов", которые применялись для нанесения "упреждающего" или внезапного удара за счёт импульса "раскрытия" оружия. Форма боковых отростков позволила бойцам найти ряд различных способов применения сай в поединке.
        Sai использовались окинавскими любителями воинских искусств также для того, чтобы поддержать прогресс в других дисциплинах. Практика sai применялась в каратэдо как "hodje-undo" или "вспомогательные упражнения",  было приспособлением для укрепления предплечий и кистей рук, что благотворно влияло на технику каратэдо и бо-дзюцу.
      
                   SAI KATA:
    
TONFA
         Древние окинавцы, перемалывая собранное рисовое зерно жёрновом, думали, тем не менее, о том, как продолжить свою тайную практику боевых искусств. Деревянная ручка жёрнова, которая обычно вставлялась в отверстие на боковой стороне жернова, очень хорошо подходила для этой цели. Эта ручка, известная под названием "тунфа" или "тонфа" ("tonfa") была сделана из узкого бруска из твёрдого дерева с цилиндрической ручкой, расположенной под прямым углом к этому бруску.
        Тонфа можно было легко вытащить из жёрнова и использовать в схватке. Тонфа держали захватом за короткую ручку свободно, но прочно, чтобы оружие не могло выпасть из руки в бою. Обычно использовали две тонфа, по одной в каждой руке. Техника тонфа тесно связана с техникой каратэдо. Тонфа позволяет наносить тычки или удары наотмашь с большой силой, при этом брусок из твёрдого дерева служит продолжением руки. Быстрым движением запястья и руки боец может развернуть тонфа так, чтобы более длинный конец бруска повернулся вперед и ударил противника с большой силой.
        Хорошая техники тонфа подразумевает гармоничное сочетание блокирующих и атакующих действий. Техника тонфа во многом напоминает технику сай. Сегодня мастера тонфа редки даже на Окинаве, и есть опасность того, что это искусство исчезнет совсем.
Тонфа состоит из продолговатого тела длиной от 37  до 50 см. , снабжённого рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся неизменным вне зависимости от того, какие модели можно встретить в различных Додзё (круглого сечения, трапециевидного, квадратного из различных пород дерева).
длина Toнфа должна соответствовать длине предплечья плюс 3 см.
Их объединяет одно: главное - это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли пользователь придать тонфа скорость, необходимую для вращения.Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении вдоль предплечья.  
      Практика применения требует хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.Это приспособление изначально предназначалось для того, чтобы вращать тяжёлые цилиндрические каменные жернова для перемалывания риса в муку.
        Оружие изготавливается предпочтительно из краснго или белого дуба.  Прочная древесина, из которой изготавливались тонфа, защищала в древности даже от ударов меча.  Тонфа  так же как и Sai, должна выходить приблизительно на три сантиметра   за локоть при сжатии ручки в положении вдоль предплечья.
     Использование парных тонфа  позволяло одновременно защищаться и наносить ответный удар.
Тактика и техника тонфа остаются практически неизменными со старых времён.
   В совершенстве владеющие тонфа мастера, могли противостоять в поединке против вооруженного до зубов самурая. Благодаря своим высоким функциональным возможностям тонфа взята на вооружение полицейскими многих стран мира.
           TONFA KATA:
KAMA
        Это оружие, известное как серп на западе имеет производную от орудий сельского хозяйство.
Оружие парное, длина должна соответствовать длине предплечья плюс 3 см.
         Крестьянский серп используется так же давно, как человек выращивает рис. Серп, существующий во множестве различных форм на всей территории Юго- Восточной Азии, с древнейших времен служит эффективным оружием в критическом положении. На Окинаве, серп называется "kama", и он был привезён туда во время многочисленных миграций с Азиатского континента.
       
KAMA KATA:
NUNCHAKU
Самое спорное из оружия Ryukyu, но в основном наименее должным образом исследуемый.
Нунтяку с виду представляет собой совершенно безопасный предмет, кажущийся скорее игрушкой, чем оружием. Нунтяку - это оружие, изготовленное из двух брусков твёрдого дерева. Бруски связаны между собой шнуром или цепью. Оба бруска имеют одинаковую форму и длину (около 30см каждый). В сечении они имеют форму шестигранника или восьмигранника.
Есть три типа этого оружия в Ryukyu Kobujutsu:  2 секции, 3 секции и 4 секции. Сделанный предпочтительно из красного или белого дуба секции сужены с одного конца (3.5 cм) к другому концу (2.5 cм). 
    Нунтяку имеет  вес, который зависит от физических возможностей пользователя. Слишком лёгкие не дают развиться должной мощи оружия, а слишком тяжёлые замедляют движения и не дают должной манёвренности.  Традиционно это оружие не используется парным, т.к. и его и одного достаточно для повреждения агрессора.
                История не обеспечила это оружие традиционным kata, поэтому есть только учебные ката-упражнения.
NUNCHAKU  KATA:
Nunchaku Sho (Maezato No Nunchaku)


                      Nunchaku Dai

'

                   San Bon Nunchaku
TEKKO
Ryukyu Текко - наименьшее оружие для кистей рук, использует контратакующие действия в особоуязвимые точки человеческого тела.  Тэккос или Тэкко (Tekko) - означает "коготь", - оружие, первоначально изобретённое в Азии. Тэккос обычно используются парами. Тэккос могут быть сделаны из дерева или металла и могут иметь короткие выступающие иглы или лезвия. Использование тэккос включает хлёсткие удары по лицу и царапающие движения в дополнение к обычным техникам ударов. Иглы или крючки тэккос должны быть всегда направлены в сторону противника. Тэккос всегда считались прежде всего оружием ближнего боя.
         Соответствие размеров Tэкко кисти
TINBE & ROCHIN
       Tinbe или Timbei - это щит, а Rochin - это короткое копье. Концепция использования щита и короткого или длинного копья является общей почти для всех боевых культур во всем мире. Уникальный аспект, связанный с окинавской версией состоит в том, что щитом (тинбэ) здесь служил панцирь большой морской черепахи с ручкой или ремнями, прикреплёнными к его внутренней части, чтобы обеспечить рукам захват панциря. Другим вариантом был щит, изготовленный из тростника. Современный тинбэ обычно делают из металла или стекловолокна.
        Rochin - это короткая деревянная палка с острием копья или прикреплённым лезвием. Два современных известных мастера tinbe и rochin - это Синпо Матаёси на Окинаве и Мотокацу Иноуэ в Японии. Это искусство сегодня не очень широко распространено даже на Окинаве. Его практика ограничивается, прежде всего, главными организациями кобудо.
TINBE  KATA:
SURUJIN
       Surujin — это длинная тонкая и прочная цепочка, с одной стороны цепочки крепится грузик, а с другой — небольшая (10–15 см) деревянная рукоятка. Это оружие бывает двух видов, отличающихся по длине. Tan surujin имеет длину цепочки, равную 1500 мм, а naga surijin — 2400 мм.  С ее помощью можно блокировать даже удары мечом или алебардой. Другими словами, с цепочкой можно делать все то же самое, что и с веревкой, и даже больше. И все-таки основа этой техники — в другом. Мастер surujin , вступив в поединок с вооруженным противником, не спешит сойтись с ним на дистанцию ближнего боя.                
        Раскручивая цепочку, он искусно маневрирует, сохраняя определенное расстояние, и ждет удобного момента для нападения. Когда же враг совершает ошибку или какие-то действия, позволяющие его атаковать, он, в зависимости от ситуации, набрасывает цепочку на руки, ноги или туловище противника.
Среди предметов, относящихся по классификации к виду цепочного оружия, существует очень сходный, по внешнему виду, с surujin предмет, это Kusari.
        Единственное его отличие в том, что у него длинная тонкая и прочная цепочка с двумя грузиками на концах. В остальном же техника работы с этим предметом точно такая же, как и с surujin.
SURUJIN  KATA: