Что представляет собой теория, лежащая в основе Чжен-Цзю.
Она описывает сложную сеть каналов по которым циркулирует Ци.. Большая часть каналов не идет прямо, а образует зигзаги, петли, перекрещивается с другими каналами, каждый из 12-ти основных каналов имеет многочисленные ветви.Таким образом представлена чрезвычайно сложная система, причем все эти каналы и точки невидимы!
Ход каналов и расположение акупунктурных точек, так же, как их физиология и патология описаны с большой точностью и подробностью уже в каноне Желтого императора.
Каким же образом была обнаружена эта система, в основе которой не лежат никакие видимые структуры.
Наиболее распространенная гипотеза о возникновении Чжен-Цзю, основанная на легендах, - это гипотеза «случайного укола». Она заключается в том, что в результате случайного укола или ранения стрелой в ряде случаев достигался лечебный эффект. Накопление таких случаев привело к открытию акупунктурных точек, а затем изучение связи между точками привело к открытию каналов.
Насколько такое предположение можно считать реальным.
Если считать, что площадь акупунктурной точки равна 5 квадратным миллиметрам,а как известно, площадь поверхности тела взрослого человека составляет в среднем 1,6 квадратных метра,то отношение площади точки к площади поверхности тела составляет 1 : 320.000. В настоящее время известно 361 наименование акупунктурных точек,расположенных на каналах, 52 из них находятся по средней линии тела,а остальные 309 симметричны.
То есть вероятность оказания лечебного эффекта при случайном уколе составляет 1 : 320000 в том случае,если нужная точка расположена посредине тела,или 1 : 160.000 при симметричном расположении точек.
Для обнаружения всех 361 акупунктурных точек методом случайного укола потребовалось бы сделать около 40.000.000 проб.
Допустим, что для исцеления какого-либо заболевания необходимо сочетание трех точек, и определяются они случайным образом. Для их определения потребовалось бы проверитъ примерно 7×10 14 комбинаций.
Нетрудно прийти к выводу, что требовалась бы кропотливая научная работа по учету всех раненых и уколотых, излеченных от тех или иных заболеваний в течение многих тысячелетий, чтобы найти все точки акупунктуры и определить показания к их применению.
Таким образом, при элементарных математических рассчетах теория случайного нахождения акупунктурных точек оказывается маловероятной. Но допустим, что это произошло и были найдены акупунктурные точки. Каким образом были обнаружены каналы?
В западной медицине подвергается сомнениию реальное существование каналов. Термин «меридианы», то есть условные линии, общепринят в западной литературе... В коммунистическом Китае в 60-х годах было издано «Руководство по современной Чжэн Цзю терапии». Автор учебного пособия – профессор Пекинского института Чжэн Цзю терапии Чжу Лянь, полностью
отбрасывает теорию каналов и соединяет точки, в том числе из различных каналов, прямыми линиями.
Но теория энергетических каналов является основополагающей в китайской медицине. В « Трактате Желтого императора» и других древних источниках часто обсуждается применение воздействия на те или иные каналы без упоминания точек. В Лин Шу написано: «Из всех принципов акупунктуры начальным является существование основных каналов». . Пока не найдено никаких археологических или иных источников, в которых упоминались бы акупунктурные точки, но не были бы упомянуты каналы. Как раз наоборот: при археологических раскопках были обнаружены тексты с указанием каналов, но без упоминания акупунктурных точек.
Поэтому в последнее время больше склоняются к предположению о том, что вначале были обнаружены каналы, а уж затем – акупунктурные точки. В этом случае еще труднее представить себе, как можно было в глубокой древности обнаружить и подробно описать невидимую сеть каналов, не имея для этого никаких инструментов и способов исследования.Высказывается предположение о том, что открытие каналов могло произойти в результате внутреннего видения, возникающего при медитации или упражнениях связанных с сексуальной культивацией. Однако это предположение маловероятно, учитывая чрезвычайную сложность системы каналов.
Существуют ли какие-либо научные доказательства реальности системы каналов и акупунктурных точек, описанной как единое целое,кроме эффективности метода акупунктуры?
В 50-х годах прошлого века было обнаружено, что акупунктурные точки обладают пониженным электрическим сопротивлением. С тех пор этот факт был подтвержден множеством научных работ, проведенных с применением самых совершенных методов исследования.Величина сопротивления акупунктурных точек варьирует от 5-ти до 50-ти килоом, тогда как в других участках эта величина равна 0,5 - 3 мегаом. В связи с этим интересно привести цитату из книги «Лин Шу», написанной не позднее, чем 2000 лет назад: «То,что мы называем акупунктурными точками,относится к местам в которых ни кожа,ни мышцы,ни кости не препятствуют Ци и его движению внутрь и наружу.». Иными словами, точки – это места с пониженным сопротивлением движению энергии!
В ряде экспериментов получены первые положительные результаты, подтверждающие реальное существование каналов. Правда, эти результаты еще не являются достаточно убедительными.
Таким образом, реальное существование точек, описанных несколько тысяч лет назад, было подтверждено современной наукой.
Научное подтверждение существования акупунктурных точек, которые в теории всегда рассматривались в неразрывной связи с каналами, снимает пелену мистики и свидетельствует в пользу реального существования всей системы.
Была ли эволюция акупунктурной теории.
В развитии любой области знаний предполагается естественная эволюция. Поэтому исследователи истории акупунктуры пытаются проследить ее развитие, то есть обнаружить
примитивное состояние акупунктурной теории, которая постепенно усложнялась и усовершенствовалась. Например,Лу Гвэй Дьен и Дж.Нидхем приводят таблицу постепенного увеличения числа акупунктурных точек в различные исторические периоды. Так, в «Нэй Цзин» хотя и называется число 365 точек, но в самом тексте описано всего 160 их наименований, то есть 44% от общего числа точек, известных в настоящее время.Правда,если учесть акупунктурные точки,лишь упоминаемые в тексте, но подробно не описанные в нём, то эта цифра увеличивается до 80%.
«Нэй Цзин» не является систематическим учебником акупунктуры и не претендует на полное описание точек. Гораздо большее внимание в этой книге уделяется подробному описанию каналов. Кроме того, известно, что значительное число акупунктурных точек редко применяется в практике. Например, в популярном современном учебном пособии, изданном Шанхайским колледжем традиционной медицины (Acupuncture. A Comprehensive Text), в основном тексте описано только 174 точки, а остальные 187 даны в приложении.
В «Трактате по акупунктурен», написанном в 282 году новой эры, который является по своей сути учебным пособием, описано уже 349 точек. Составитель этой книги Хуан Фу Ми (Huangfu Mi) указывает, что, кроме «Нэй Цзин» , он пользовался книгой под названием: «Лечение тела человека иглоукалываием и прижиганием.» Эта книга, как повидимому, и многие другие, не дошла до нашего времени.
В современных учебных пособиях описывается 361 точка, то есть число, приближающееся к указанному в «Нэй Цзин», - 365. Таким образом,пока не существует убедителъных доказательств существования прцесса постепенного обнаружения новых акупунктурных точек в историческом развитии.
Еще одна попытка продемонстрировать эволюцию акупунктурной теории основана на рукописях, найденных в ходе археологических раскопок. В начале 70-х годов был обнаружен могильный холм, названный Мавангдуи. Эта местность ранее находилось в королевстве Чу периода Воюющих государств , 480-221 до н.э. Найдено три захоронения, одно – маркиза Дай , два других – его жены и сына. В могиле сына, умершего в 168 году до н.э. в возрасте примерно 30 лет найдены многочисленные рукописи на бамбуке и шелке. Среди различных текстов, касающихся политики, военного дела, философии и других областей знаний, обнаружены медицинские записи.
Они посвящены шаманским заклинаниям, травяным рецептам и простым хирургическим операциям. Там же найдены тексты с описанием каналов, но без указания акупунктурных точек. В этих текстах не упоминается и о связи каналов с внутренними органами, как это описано в «Нэй Цзин», и упомянуты только 11 из 12-ти основных каналов.Найденные рукописи рассматривались как свидетельства существования раннего этапа развития акупунктуры когда уже были известны каналы , но ещё не было представления об акупунктурных точках.
Рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи, относятся ко второму веку до новой эры.К тому же периоду
относится деятельность врача Шунь Ю И (216 – 150 г.г. до новой эры). Автор биографии этого врача – Сума Чьень,историк, живший в первом веке до новой эры, приводит найденные им в архивах 25 историй болезни из практики Шунь Ю И, а также его ответы имперскому суду на процессе по обвинению в допущении врачебных ошибок .
Из этих материалов однозначно вытекает, что врач, лечивший, среди прочих, и членов имперской семьи, использовал в своей практике множество акупунктурных точек и каналов, включая Восемь Чудесных Сосудов.Вот например часть его ответа суду ,касающаяся одного из учеников Шунь Ю И : « Я обучил его ходу основных каналов, циркуляции сосудов........ и соответствующим им пульсам .....и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек.»
Поэтому трудно согласиться с предположениями о том, что рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи,и относящиеся к тому же периоду, указывают на раннюю стадию развития акупунктурной теории, когда были известны 11 из 12-ти каналов,и не были известны акупунктурные точки. Скорее всего это разрозненные записи, не отражающие состояние акупунктуры на тот период. Действительно важно то, что материалы, найденные в ходе археологических раскопок, абсолютно достоверно подтверждают существование представления об акупунктурных каналах во втором веке до новой эры!
Недавно была опубликована научная работа,в которой с большой вероятностью показано,что знаки татуировки,обнаруженные на теле Тирольского оледеневшего человека (возраст мумии5200 лет) совпадают по расположению с классическими акупунктурными точками.Если это так,то возникновение акупунктуры уходит в древность почти недоступную исследованию и выходит из границ Китая.
Вначале для лечения чжэнь применялись каменные иглы — бянь-ши, затем они были заменены металлическими иглами. В прошлом металлические иглы были разнообразных форм: тонкая игла, применявшаяся для глубокого укола; тонкая игла с тупым концом — для точечного надавливания и круглая игла (величина головки иглы как кончик пальца) — для массажа. Существовало также много видов цзю, однако полынное цзю являлось основным.
Следует подчеркнуть, что место раздражения при чжэнь-цзютерапии должно соответствовать локализации и характеру заболевания у каждого больного. Лечебный эффект при чжэнь-цзютерапии может быть объяснен современными представлениями о патогенезе болезней. Поэтому при изложении методики чжэнь-цзютерапии необходимо вначале подробно изложить вопрос о точках. Этот раздел и посвящается изложению вопроса о линиях и точках.
На основании изучения древней медицинской литературы Китая выяснено, что в самой древности не было термина «цзин-сюе» (линии с точками), существовал только термин «кун-сюе» (точки), обозначающий то место, куда производится чжэнь-цзю. Затем было обнаружено, что между отдельно расположенными кун-сюе существуют связи. Более 300 точек были постепенно соединены 12 линиями (ши-эр-цзин), которые
были затем связаны с внутренними органами. В дальнейшем вместо 12 линий было установлено 14 линий (ши-сы-цзин). Название «цзин-сюе» включает эти 14 линий с точками, расположенными на них.
В эпоху Жэнь-цзун (имя императора) династии Сун (1026) Ван Вэй-и изучил метод лечения чжэнь-цзю, отлил бронзовую статую и составил книгу «Тун-жэнь-шу-сибе-чжэнь-цзю-ту-цзин» (классическая книга с изображением точек для чжэнь-цзютерапии на бронзовой статуе). В период конца династии Юань (1363) Ху-тай-би-ле написал книгу «Цзинь-лань-сюнь-цзин», в которой обобщены данные о 14 линиях с точками (Ши-сы-цзин-сюе). В некоторых книгах, посвященных методам лечения чжэнь-цзю, собрано 360 наименований точек, относящихся к «Ши-сы-цзин-сюе». Точки, не включенные в «Ши-сы-цзин-сюе», но при помощи которых были излечены многие больные, были названы «Цзин-вай-ци-сюе» (лучшие точки вне линий). В эпоху династии Мин Ян Цзи-чжоу написал книгу «Чжэнь-цзю-да-чэн» (полное собрание сочинений по чжэнь-цзютерапии), в которой также описаны «Цзин-вай-ци-сюе».
Возникновение учения об энергетических каналах и точках воздействия, на которых основана акупунктура, не укладывается в традиционную схему развития : от примитивного знания – к более совершенному. Существование этого учения трудно объяснить, не предположив, что оно является плодом высокоразвитой цивилизации. Акупунктура не единственное свидетельство возможности существования в глубокой древности знаний, опережающих современные.
Возможно, серьезное исследование учения об энергетических каналах могло бы открыть новые горизонты в понимании природы человека.