ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ
Чжэнь-Цзю (от кит. чжень - иглоукалывание, дословно укол золотой иглой; цзю - прижигание) терапия - наука, фундаментальные основы которой опираются на биоэнергетику.
              История возникновения и развития.

Ранняя история и трактаты Чжэнь-Цзю

В дошедших до нас источниках первое упоминание Чжэнь-Цзю
относится к среднему периоду Чоу , то есть примерно к 600-му году до новой эры. Первое упоминание о железе в Китае относится примерно к 500 году до новой эры. Однако иглы могли быть сделаны из меди, золота или серебра,  доступных в небольших количествах даже в период Шан, то есть в 1520-1030 годах до н.э.

В ходе археологических раскопок были обнаружены бронзовые, костяные и каменные иглы, относящиеся к позднему периоду Чоу, 480-221 г.г. до н.э.

В основе акупунктуры, как известно, лежит учение о каналах, по которым циркулирует некая субстанция, или энергия Ци . В тех частях каналов, которые проходят по поверхности тела, описываются акупунктурные точки, то есть места воздействия на Ци для оказания лечебного эффекта.

В китайской медицине существует множество школ и методов, но  учение о системе энергетических каналов и физиологически активных точек охватывает всю китайскую медицину: траволечение, диетологию, массаж, дыхательные упраждения и медитацию (ци гун),и особенно – Чжэнь-Цзю (акупунктуру).

Самая древняя дошедшая до наших дней книга, в которой описывается система энергетических каналов и акупунктурных точек, - это медицинский трактат Желтого императора  – Хуан Ди Нэй-Цзин. Он написан в виде беседы между Хуан Ди – Желтым императором и его министрами – и состоит из двух томов. В одном из них, который называется «Су Вэнь»  – «Простые вопросы», обсуждается ряд философских и медицинских проблем, в том числе использование акупунктуры при лечении болезней.

В ней отражены вопросы иглотерапии и прижигания, описаны девять форм металлических игл, топография 295 точек (135 парных и 25 непарных), изложены основные показания и противопоказания, а также правила проведения иглотерапии, основанные на более чем 2000-летнем опыте применения иглотерапии и прижигания.

В другом томе - «Лин Шу»  – «Духовная ось» ,часто именуемом «Каноном акупунктуры», с большой подробностью анатомически точно описаны основные каналы и акупунктурные точки, а также обсуждается техника акупунктуры и лечения ряда болезней.

Хуан Ди  – третий  император Китая, родился, по преданию, в 2674 году до новой эры. С ним связано множество легенд.Он был зачат таинственным образом и мать родила его на берегу реки.Хуан Ди считается изобретателем колеса,кораблей,гончарного искусства,письменности,оружия ,основателем китайской нации.Большинство исследователей считает, что авторство Нэй-Цзин лишь приписывается Желтому императору ,но в действительности она написана гораздо позже.Так  например Лу Гвэй Дьен и Нидхем предполагают, что часть «Су вэнь» книги Желтого императора написана во втором столетии до новой эры, а  «Линь Шу» - в первом столетии.

Переводчик «Лин-Шу» на английский язык Ву Цзин Нуан пишет:«Язык и текст трактата не оставляет сомнений в том,что различные его части  были написаны,переписаны и изданы в разное время. Однако,нет никакой возможности определить,насколько велики промежутки во времени,возможно сотни или тысячи лет.». Этот же автор не исключает вероятность того, что материал, изложенный в книге, восходит к устной традиции времен Желтого императора.

На втором по значимости месте из главных канонов по китайской медицине стоит трактат «Наньцзин» – «Трудные Вопросы». Время написания этой книги остаётся неизвестным. Ясно, что она написана позже «Трактата Желтого императора», так как большая ее часть посвящена обсуждению трудных вопросов, затронутых в «Нэй Цзин».Китайская традиция приписывает авторство этой книги некоему врачу Пьен Цюэ, жившему в княжестве Куо  в период воюющих государств (480-221 г.г.до н.э.).Легенды приписывют ему случаи чудесных исцелений при помощи иглоукалывания,а также искуссное владение диагностикой по пульсу. «Нанцзин» несомненно является крайне важной книгой в китайской традиции. В ней подробно разбирается пульсовая диагностика, обсуждаются трудные вопросы диагностики и лечения,однако в «Нанцзин» не добавлено по сравнению с «Нэй цзин» никаких каналов или акупунктурных точек.

В третьем веке новой эры Хуан Пу Ми (215-286 г.г.), изучая и компиллируя древние книги, дошедшие до того времени, написал « Трактат по акупунктуре». Эта книга (12 томов, 128 частей) является основным источником знаний в этой области в дальнейший период.

Таким образом,Чжэнь-Цзю в своем полном виде была известна не позднее конца первого тысячелетия до новой эры, а вероятнее всего – гораздо раньше. Так, в «Нэй Цзин» обсуждаются уже сложные вопросы акупунктуры. В начале книги «Лин Шу» («Духовная ось») Хуан Ди просит  своего министра Чи Бо воссоздать древнюю доктрину в ее оригинальном виде: «. Разъясни это учение для будующих поколений ,освети правильные методы,чтобы эта терапия не была рарушена  или рассеяна.». Создается впечатление, что учение об энергетических каналах было известно задолго до написания этой книги.

Из Китая и Японии метод Чжэнь-Цзю
быстро распространился в другие страны Востока (Корею, Монголию, Индию).

Значительным шагом в дальнейшем развитии иглоукалывания и прижигания явилось создание в Китае первых медицинских школ и высшей медицинской школы (1076 г.), готовивших специалистов по чжень-цзю терапии. (До этого подготовка специалистов была строго семейной.) Создание школ стало возможным после изготовления Ван Вейи (1027 г.) двух бронзовых манекенов с отверстиями для введения игл. Исходя из учения древних о двенадцати "жизненных сосудах", "каналах", "линиях", якобы соединяющих периферию тела с внутренними органами, он расположил известные тогда 657 точек (303 парные и 51 непарную) на этих линиях. Для удобства использования манекена и изучения топографии жизненных линий и точек он же составил атлас "Правила к иголкам, мокса и точкам бронзового человека".

С этого времени Чжень-цзю терапия в Китае стала самостоятельной медицинской специальностью. Лечение иглоукалыванием и прижиганием продолжало развиваться. В 1903 г. Ху Тэпин к двенадцати линиям Ван Вейи добавил еще две линии и около 40 точек. Всего уже в это время на 14 линиях насчитывалось около 700 точек. С тех пор топография линий и точек практически не изменяется, добавляются лишь новые точки. Со времени образования Китайской Народной Республики (1949 г.) был принят ряд решений по развитию метода чжэнь-цзю терапии. В 1951 году в Пекине был создан Экспериментальный институт по методам чжэнь-цзю терапии, реорганизованный в 1955 г. в научно-исследовательский. В настоящее время самые интенсивные исследования по акупунктуре ведутся в трёх крупных городах КНР: Пекине, Шанхае и Ухане, соответственно в Академии китайской медицины, Институте физиологии и Китайской академии.

С конца 50-х годов Чжэнь-Цзю
в КНР рассматривается как необходимый дополнительный метод, который применяется во всех больницах страны не только при функциональных заболеваниях, но и при многих органических, в том числе инфекционных (дизентерия, вирусный гепатит и т.д.).
В Европу первые сведения о лечебном иглоукалывании и прижигании начали проникать в XIII в. через миссионеров, купцов и путешественников. Однако первая специальная книга была опубликована намного позже - в 1671 г. миссионером Harvieu. До конца XYII в. было опубликовано ещё шесть работ по проблемам иглотерапии. В XYIII в. число публикаций увеличилось (известно 18 работ). Интерес европейцев к китайскому методу лечения значительно возрос в XIX в. благодаря французским авторам, опубликовавшим 142 работы на эту тему. В "Записках о хронических заболеваниях, кровопусканиях и акупунктуре" L.Berlios (1816) сообщал о положительных результатах лечения иглотерапией многих больных хроническими заболеваниями. У L.Berlios нашлось много последователей как во Франции, так и в Италии, Англии, Германии.

Особенно широко применял метод Чжэнь-Цзю
профессор J.Cloquet в госпитале Сен-Луи (Париж). Этот метод казался ему столь же оригинальным, сколь и эффективным. В 1826 г. он опубликовал учебную книгу по иглоукалыванию. После опубликования работ J.Cloquet начинается настоящее увлечение иглоукалыванием. Знаменитый клиницист A.Trouseau (1858 г.) посвятил акупунктуре специальную главу своего руководства по внутренним болезням.

Разработка и практическое использование Чжэнь-Цзю
европейскими врачами получило новый импульс в 50-е годы XX в. Большая заслуга в этом принадлежит S.Morant, широко пропагандировавшему это врачебное искусство в своих работах и переводах (1955, 1957). К настоящему времени в странах Западной Европы выпущены руководства, монографии и учебные пособия по иглоукалыванию. Среди них ниаболее известны работы F.Mann (1962, 1971, 1974), G.Bachmann (1959, 1964, 1967), L.Roccia (1978), L.Roccia, M.Panichi (1978), R.Voll (1978), J.Bischko (1977), G.Konig, J.Wancura (1977), J.Niboyet (1973), C.C.Schnorrenberger (1979), Nguyen Van Nghi (1980), J.Bossy (1983), I.Gleditsch (1986). Особого упоминания заслуживает P.Nogier, занимающийся проблемами аурикулотерапии. Он, по сути, возродил этот метод не только для терапии, но и для диагностики.
В России первые сведения об Чжэнь-Цзю
появились благодаря работам профессора Медико-хирургической академии П.А.Чаруковского, отметившего "явственную от него пользу".

В 1845 г. А.А.Татаринов, долгое время работавший в Духовной миссии в Пекине, подробно описал метод Чжэнь-Цзю, показания к его применению и получаемые результаты. В работах П.Л.Кориневского (1863-1876), П.Пясецкого (1882), А.Я.Виолина (1903) также упоминается об этом виде лечения. В советский период иглоукалыванием занимались такие видные учёные, как В.В.Корсаков (1928) и Э.С.Вязьменский (1945-1947), однако в практику отечественной медицины этот метод так и небыл внедрён. В середине 50-х годов в Китай для изучения данного метода лечения в двухгодичную командировку были направлены профессора И.И.Русецкий и В.Г.Вогралик, Э.Д.Тыкочинская, М.К.Усова, Н.Н.Осипова. После их возвращения метод иглоукалывания был внедрен в лечебную практику.

В июне 1957 г. были утверждены "Временные методические указания по применению иглоукалывания и прижигания", в 1959 г. МЗ СССР издана "Инструкция по применению метода иглотерапии". Под руководством профессоров Н.И.Гращенкова, Э.Д.Тыкочинской, В.Г.Вогралика и И.И.Русецкого проводилось клинико-физиологическое изучение метода. На кафедрах физиотерапии и неврологии началась подготовка соответствующих специалистов. В 1960 г. при ЦОЛИУВ впервые был организован курс иглотерапии. В это же время функционировали курсы иглотерапии в Казани, Горьком и Ленинграде. Затем отмечался десятилетний спад в применении метода иглотерапии. После приказа МЗ СССР "О дальнейшей разработке метода иглотерапии и внедрении его в практику" (1971) подготовка врачей по иглотерапии вновь активизировалась. В 1978 г. была создана, а в 1985 и 1991 г.г. пересмотрена с учётом накопившегося опыта унифицированная программа по рефлексотерапии для институтов усовершенствования врачей. Программа предусматривает общую подготовку специалистов разных профилей по рефлексотерапии, рассчитанную на трёхмесячный период обучения. Параллельно предусматривается проведение тематических циклов усовершенствования для лиц, прошедших общую подготовку по рефлексотерапии.

           Вторичная энергосистема.

С древних времен традиционная китайская медицина объясняет физиологию человека посредством законов, которые действуют во всей Вселенной. Мысль о том, что те же физические законы управляют как бесконечно малым миром, миром элементарных частиц, так и бесконечно большим миром - Вселенной, высказывались как современными учеными, так и еще 2500 лет назад древними китайскими мыслителями. Известно, что и во Вселенной, и в человеке, действуют многие фундаментальные силы, обеспечивающие связи между протонами, нейтронами, электронами и др. Эти силы взаимодействуют на уровне всех форм организации материи. Материя и Энергия находятся в равновесии, отражающем единое существование, которое китайцы называют Ци. Энергетический строение всех живых существ является небольшой частью энергетического строения Вселенной, с которой они находится в абсолютной взаимозависимости. Древние врачи установили закономерности, управляющие живыми существами, факторы, влияющие на нормальное развитие энергетических процессов, и причины, способные нарушить энергетическое равновесие. Знание и соблюдение этих правил обеспечивает здоровье, игнорирование и нарушение их приводит к болезни. Джэнь-Дзю терапия - наука, фундаментальные основы которой опираются на биоэнергетику.

И вот человек приходит со своими первыми жалобами к врачу и с этого момента начинается лечебный процесс. Но прежде чем начать грамотное лечение, нужно правильно поставить диагноз. Именно от этого зависит эффективность проводимого лечения. Но в традиционных лечебных методиках, в отличие от европейских клинических методов лечения, основополагающим важнейшим принципом является выявление не только органических нарушений в организме, а, в первую очередь, - функциональных нарушений, т. к. они являются причиной всех дальнейших нарушений.

Первые функциональные нарушения в организме вначале появляются именно во вторичной энергосистеме, и если она не способна компенсировать нарушения, то только после этого изменения появляются и в главной энергосистеме. Поэтому, для ранней диагностики необходимо обследовать не только главные и питающие меридианы, но и всю вторичную энергосистему организма. А нарушений во вторичной системе может быть значительно больше, т.к. она представлена большим количеством меридианов. И если не учитывать эти нарушения, то диагностика становится недостоверной, а последующее лечение не эффективным, что в свою очередь дискредитирует сам метод рефлексотерапии.

К сожалению, подавляющее большинство диагностических методик не обследуют вторичные энергосистемы. Все энергосистемы организма связаны между собой в стройную и логическую структуру, в которой существуют определенные правила взаимодействия между отдельными звеньями. Эти правила разнообразны и это разнообразие необходимо для того, чтобы можно было применять разные способы устранения нарушений в энергосистемах если один из выбранных способов может ухудшить состояние в других энергосистемах. Поэтому профессиональный врач должен знать не только строение всех энергосистем организма, но и то, как они связаны друг с другом и все правила воздействия на них. Более того. Человек - существо биоритмологическое. В его организме работают суточные, месячные, годичные биоритмы. И в алгоритмах расчетов результатов обследования надо обязательно учитывать эти биоритмы, что способствует повышению достоверности результата.

Дело в том, что различные органы и системы организма связаны с определенными участками кожи, называемыми акупунктурными точками. Эти точки, сразу же при появлении малейших нарушений в системах организма и органах, за счет так называемых меридиональных связей, начинают реагировать на эти изменения, причем, еще на стадии функциональных нарушений, т.е. задолго до появления органических изменений. Эта реакция в акупунктурных точках проявляется в виде изменения их магнитного поля, температуры, электрического сопротивления, скорости биохимических реакций, клеточного состава в них и их размера. Ведь различные участки кожи с повышенной болевой чувствительностью при некоторых заболеваниях, называемые зонами Захарьина-Геда, - это не что иное, как увеличившиеся и слившиеся акупунктурные точки при далеко зашедших нарушениях в организме.

В связи с этим появляется возможность, замеряя, предположим, электрокожное сопротивление или температуру в определенных акупунктурных точках, выявлять изменения в организме еще на стадии функциональных нарушений. Практически ни один клинический метод диагностики в такой мере не позволяет этого сделать.

Надо отметить, что каждая энергосистема и орган связаны со своей группой акупунктурных точек, среди которых есть, так называемые, репрезентативные точки (те, которые несут максимум достоверной информации о своей системе). Именно их и следует использовать в диагностических методиках.

Диагноз различных заболеваний человека можно поставить не только на основании органических изменений в организме, которые выявляются при проведении различных клинических обследований или выяснении жалоб пациента, но и на основании функциональных нарушений.

Грамотно применяя  Джэнь-Дзю можно лечить практически все заболевания, конечно кроме далеко зашедшей органической патологии. Но ключевым моментом грамотной диагностики является не столько определение энергонаполнения различных меридианов, сколько выявление режима движения энергии в них: режим циркуляции или режим застоя. Если, к примеру, в каком-то меридиане избыток энергии, то по всем правилам рефлексотерапии энергию в нем следует тормозить. Но если ко всему прочему избыток энергии в этом меридиане находится в режиме застоя, то не представляется возможным ее затормозить, как невозможно еще больше затормозить уже стоящий на месте автомобиль.

И если этого Джэнь-Дзю  не понимает, то его воздействие на эту систему тормозным методом не даст никакого результата. Следует вначале энергию в этом меридиане перевести из режима застоя в режим циркуляции, а уж затем уменьшать ее количество. Подобным образом следует поступать и в случае с недостатком энергии в меридиане. Нельзя добавить энергию в меридиан, где вся энергия стоит на месте, - вначале надо восстановить циркуляцию. Это основополагающее правило, к большому сожалению, практически никто из рефлексотерапевтов не соблюдает. А ведь именно от его выполнения в основном зависит эффективность процедур. И когда врач-Дзэнь Дзю терапии говорит, что он "специализируется" по лечению только определенных заболеваний или применяет в своем лечении воздействие на, предположим, только точки ушной раковины, - то это свидетельство тому, что этот врач имеет слабое представление о том, чем он занимается.

Методы электронной диагностики выявляют не только органические изменения, но и функциональные нарушения и поэтому компьютерный диагноз всегда будет значительно шире и информативнее, чем клинический диагноз. По этой причине нельзя проверять достоверность электронных методов диагностики на основании клинических диагнозов. Так как ни одним из известных диагностических методов невозможно обследовать всю обширную сеть энергосистем, то приходится либо использовать одномоментно несколько диагностических методов, каждый из которых позволяет обследовать свой ряд систем, либо проводить диагностику комплексным методом. Результат любого диагностического метода прежде всего зависит от того, насколько правильно выбран набор репрезентативных акупунктурных точек. А для этого совершенно необходимо четко знать и понимать устройство и взаимодействия абсолютно во всей структуре энергосистем. И вот, когда, учитывая вышесказанное, поставлен грамотный диагноз, то можно приступать к лечению. Лечение в Дзэнь Дзю терапии производится воздействием акупунктурными иглами.

В силу того, что многие акупунктурные точки имеют многослойную структуру и через них проходят сразу несколько энергосистем, то грамотно и эффективно воздействовать можно только акупунктурной иглой. В зависимости от способа введения иглы, угла наклона, глубины погружения, времени воздействия и способа извлечения, можно изолированно воздействовать на те или иные системы, расположенные на разной глубине в точке. Воздействие на точку электрическим импульсом, магнитным полем, лазерным лучом и т.д., не позволяют этого сделать. Подбирать набор акупунктурных точек для конкретного пациента следует только после проведения диагностики. Применение точек без предварительной диагностики по "прописям" в зависимости от клинических диагнозов значительно снижает эффект лечения. Ведь одно из основных правил медицины гласит: "Лечи не болезнь, а больного".

Да и диагнозы в Джэнь-Дзю терапии носят характер энергетических нарушений, а не органических изменений, т.к. все каноны рефлексотерапии построены на состоянии энергобаланса. В силу того, что основные энергосистемы проходят по всему телу человека (имея при этом свои информационные точки) и только некоторые из них имеют ответвления, к примеру, на ушную раковину, то не представляется возможным адекватно и достоверно проводить электронную диагностику на основании замеров точек только уха, или только нескольких участков тела (стопы, кисти и лобные бугры), или только изучая морфологическое строение радужки глаза. При таких методах диагностики остается без внимания большая часть энергосистем организма и эффект лечения снижается. По этой же причине, лечение иглами, используя точки, к примеру, только ушной раковины, дает менее выраженный эффект. Также недопустимо в одном диагностическом обследовании применять и электронные методы диагностики (выявляющие энергетическое состояние) и тесты-опросники, на которые отвечает сам обследуемый (выявляющие субъективную характеристику органических нарушений в организме), так как получается полная путаница того, что мы выявили и не понятно, по каким правилам на это все воздействовать, - то ли на функциональные энергетические нарушения, то ли на органические изменения.

Значительно легче регулярно устранять небольшие изменения в организме, чем лечить уже запущенную органическую патологию. Различными категориями врачей давно уже было замечено наличие психосоматических заболеваний, то есть таких заболеваний, которые возникают от нездорового состояния психики. Когда пациент постоянно раздражен, невротизирован, агрессивен, завистлив, одним словом - духовно обеднен, то он чаще и тяжелее болеет. Поэтому очень важно настоящему врачу заниматься не только лечением всевозможных нарушений в организме, но и ненавязчиво склонять своего пациента к духовному совершенствованию. Без этого работа врача будет носить половинчатый характер. При этом сам врач обязательно должен быть духовно развитым человеком.

В конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до нашей эры мыслители Древнего Востока решали вопросы бытия на основе концепций у — син и инь — ян, которые отражают донаучный диалектический материализм. Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Концепция у — син, очевидно, возникла раньше, чем концепция инь — ян; она отражает стихийно-материалистическую основу философских воззрений мыслителей Древнего Востока. Согласно этой концепции представление об окружающем мире отождествлялось с представлением о пяти стихиях (ветер, жара, влажность, сухость, холод) и пяти первоэлементах (дерево, огонь, земля, металл, вода). Носителем «начала» считался «воздух», или «животворное дыхание» (прана). Все явления мира укладывались в представление о пяти первоэлементах — первоосновы всего материального мира.

В окружающем мире (макрокосмос) человек является миром в миниатюре (микрокосмос), состоит из первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, подчиняется общим законам природы, воздействию пяти «стихий», отличаясь от остального мира только наличием разума. Главный вывод из концепции у — син — поскольку эти первоэлементы материальны, то и мир в целом материален.

По представлениям древних ученых между всеми пятью первоэлементами существуют неразрывные связи — взаимозависимость и взаимное угнетение, которые и определяют состояние их непрерывного движения и изменения (син — Движение). В древневосточной философии концепция У — син применялась для классификации как различных ян.


ОГОНЬ

Лето
Жара
Наибольшее развитие
Красный цвет
Горький вкус
Радость
ЗЕМЛЯ
Конец лета
Влажность
Изменение
Желтый цвет
Сладкий вкус
Размышление

ВОДА

Зима
Холод
Исчезновение
Черный цвет
Соленый вкус
Страх

МЕТАЛЛ

Осень
Сухость
Увядание
Белый цвет
Острый вкус
Тоска

ДЕРЕВО

Весна
Ветер
Рождение
Зеленый цвет
Кислый вкус
Гнев

ВОДА

Зима
Холод
Исчезновение
Черный цвет
Соленый вкус
Страх


Рис. 1. Соотношение главных органов и их меридианов с пятью первоэлементами и некоторые аналогии; явления природы, чувства человека и др. (подобные аналогии многообразны); органы, находящиеся за пределами большого круга, относятся к ян; органы, находящиеся внутри большого круга, относятся к инь.

Стрелки внутри большого круга означают ограничивающие (деструктивные) связи; стимулирующие (созидающие) связи указаны стрелками по окружности большого круга.

летний природы, так и органов, тканей и эмоций человека.  В соответствии с отношениями, установленными этой концепцией между пятью первоэлементами, объясняются отношения между физиологией и патологией человеческого организма и между организмом и внешней средой, что составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины.








































                                                                                                                           Рис 2.   Правило «мать — сын».
Рассматриваются три первоэлемента (или соответствующие им меридианы), по отношению к первоэлементу с нарушенной энергией предыдущий ему первоэлемент в цикле стимулирующих связей именуется «мать». а последующий – «сын».

Первоэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих материального мира и вместе с тем движения: дерево — возрождение и рост, огонь — наивысшее развитие, максимальная активность, металл — начинающийся упадок, вода — минимальная активность, пассивная сила, земля — центр циклических изменений. В теории у — син определяются следующие виды отношений между пятью первоэлементами: нормальные взаимостимулирующие и взаимоугнетающие связи, патологические — избыточное и обратное угнетающие действия. Под стимулирующими связями, стимуляцией, следует понимать действие, способствующее возникновению и развитию.

Последовательность взаимостимуляции пяти первоэлементов такова: дерево порождает огонь, огонь — землю, земля — металл, металл — воду, вода порождает дерево. В этих отношениях каждый первоэлемент одновременно является стимулируемым и стимулирующим. Стимулирующий элемент образно представляется как «мать», а стимулируемый — как «сын».  Например: вода — стимулирующий элемент для дерева, т.е. вода — «мать» дерева, а огонь — стимулируемый элемент по отношению к дереву, т.е. огонь — «сын» дерева.

На основе концепции у — син построено правило лечения иглоукалыванием «мать — сын», позволяющее усиливать или ослаблять «поток энергии» в меридиане, где эта энергия нарушена. Первоэлемент «мать» способен передавать питающую энергию, а первоэлемент «сын» — реципиент, принимающий эту энергию. Если возникает патология одного из первоэлементов (меридианов), но воздействие непосредственно на нарушенный меридиан нежелательно, то используют правило «мать — сын». Согласно этому правилу рассматриваются три первоэлемента (меридиана): 1) с нарушенной энергией; 2) предшествующий ему и 3) следующий за нарушенным. Если в нарушенном меридиане (например, в желчном пузыре, дерево) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на тонизирующую точку меридиана «сын» (тонкая кишка, огонь) или на седативную точку меридиана «мать» (мочевой пузырь, вода); в случае недостаточности энергии в нарушенном меридиане (дерево) воздействие оказывается на тонизирующую точку меридиана «мать» (вода) или на седативную точку меридиана «сын» (огонь).

Под угнетением, взаимоугнетающими, деструктивными связями, понимается сдерживание и ограничение. Порядок взаимоугнетающих связей между пятью первоэлементами таков: дерево угнетает землю, земля — воду, вода — огонь, огонь — металл, металл угнетает дерево, т.е. в этих взаимоотношениях каждый из пяти первоэлементов является одновременно и угнетаемым и угнетающим; например, с одной стороны, дерево угнетается металлом, а с другой — дерево угнетает землю.

В сложной естественной взаимосвязи между предметами и явлениями обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи. Без стимулирования не было бы развития, а развитие и рост без ограничения могли бы оказаться вредоносными, например: дерево стимулирует огонь и вместе с тем угнетает землю, а земля в свою очередь стимулирует металл и угнетает воду. Таким образом, стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, т.е. благодаря этим воздействиям поддерживается необходимое (физиологическое) равновесие, обепечивающее нормальное развитие предметов и явлений (гармонию).

В случае избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов между ними возникают ненормальные, патологические, виды взаимодействия, определяемые как избыточное и обратное угнетающие действия. Избыточное угнетающее действие проявляется в чрезмерном патологическом угнетении той из двух взаимодействующих сторон, которая уже ослаблена. Направленность избыточного угнетения в цикле пяти первоэлементов такая же, как при нормальном физиологическом угнетении, но это — патологическая взаимосвязь, которая появляется при определенных условиях.

Обратное угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счет чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия в цикле у — син (рис. 3). Избыточное и обратное угнетения, возникающие в результате патологии — избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов — чаще проявляются одновременно, например: если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл. Если же первоэлемент дерево недостаточен, то, наоборот, он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля, и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл.



















                                                                                   Изображение патологических взаимосвязей в цикле пяти первоэлементов.
а — при синдроме избыточности первоэлемента дерево возникает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл: сплошная стрелка – постоянная функциональная ограничивающая (угнетающая) связь, штриховая стрелка – патологическое угнетение; б — при синдроме недостаточности первоэлемента дерево возникает усиление прямой угнетающей связи (изображено штриховой линией) и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля (изображено сплошной стрелкой); в — общее схематическое изображение постоянных и патологических угнетающих (деструктивных) связей в цикле пяти первоэлементов: сплошной линией внутри круга указаны постоянные угнетающие связи, штриховой линией — временные патологические деструктивные связи

Взаимосвязи между пятью первоэлементами используются в традиционной восточной медицине для объяснения отношений между органами чжан — фу и их меридианами, между человеком и окружающей средой, но главным образом для объяснения причин и механизмов развития болезненного состояния в рамках древневосточных руководящих синдромов. Так, например, болезненное состояние легких (органа и его меридиана) возможно из-за поражения самих легких, но не исключены варианты возникновения этого состояния в связи с другими воздействиями: а) патология селезенки (по правилу «мать — сын»); б) патология почек (по правилу «мать — сын», но в обратном направлении); в) патология сердца (чрезмерное угнетение металла (легкие) огнем (сердце)); г) патология печени (обратное угнетение металла (легкие) деревом (печень)).

Считалось, что возникновение всякого заболевания можно проследить, опираясь на концепцию пяти первоэлементов; например, частые в детстве болезни, относящиеся к меридиану легких, могут приводить к болезням, относящимся к меридиану почек: меридиан легких — металл, меридиан почек — вода; металл — «мать» воды и т.п.

На основе концепции у — син в традиционной медицине продолжают существовать такие понятия, как главные точки первоэлементов, обладающие широким спектром действия и широко используемые в иглотерапии (их называют также античными точками). Эти точки соответствуют точкам пяти стихий или так называемой агрессивной (повреждающей) энергии и используются в профилактике обострений хронических болезней, при изменениях погоды, а также для улучшения общего самочувствия. Все главные точки первоэлементов расположены на конечностях — на расстоянии от локтевых или коленных суставов до кончиков пальцев.

Концепция инь — ян составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. В ней рассматриваются два противоположных взаимозависимых начала всех явлений макро- и микромира.

Согласно концепции инь — ян, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых инь и ян, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены, отношения между ними составляют основной закон существования материального мира. Эти отношения между предметами и явлениями всей природы характеризуются взаимоотрицающими, взаимообусловливающими и взаимопревращающими связями, которые в восточной медицине объясняют физиологию и патологию организма и используются в традиционной диагностике и лечении различных заболеваний.

Противоположность между инь и ян — это обобщенное объяснение противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы. Так, свет и тьма, не осязаемость и телесность, возбуждение и торможение и т.д. с позиции концепции инь — ян выражают единство и борьбу противоположностей. Если преобладает одна сторона явления, то ослабевает другая. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между инь и ян, служат движущей силой изменения и развития явлений в мире.                    
                        На инь меридианах таких точек пять, на ян меридианах — шесть, эти же точки носят название «коренных точек» (точка-корень — шу 1)  
  Меридиан
                         Главные точки первоэлементов и точки агрессивных факторов 

  
Дерево
ветер
Огонь
жара
Земля
влажность
Металл
сухость
Вода
холод
Легких (металл)
Р11
шао-шан
(шу 1)
Р10
юй-цзи
(шу 2)
Р9
тай-юань
(шу 3)
Р8
цзин-цюй
(шу 4)
Р5
чи-цзе
(шу 5)
Толстой кишки
(металл)
GI3
сань-цзянь
(шу 3)
GI4
хэ-гу
(шу 3
GI5
ян-си
(шу 4
GI11
цюй-чи
(шу 5)
GI1
шан-ян
(шу 1)
GI2
эр-цзянь
(шу 2)
Желудка
(земля)
Е43
сянь-гу
(шу 3)
Е42
чун-ян
(шу 3)
Е41
цзе-си
(шу 4)
Е36
цзу-сань-ли
(шу 5)
Е45
ли-дуй
(шу
Е44
нэй-тин
(шу 2)
Селезенки — поджелудочной железы
(земля)
RP1
инь-бай
(шу 1)
RP2
да-ду
(шу 2)
RP3
тай-бай
(шу 3)
RP5
шан-цю
(шу 4)
RP9
инь-лин-цюань
(шу 5)
Сердца
(огонь)
С9
шао-чун
(шу 1)С8
С8
шао-фу
(шу 2)
С7
шэнь-мэнь
(шу 3)
С4
лин-дао
(шу 4)
С3
шао-хай
(шу 5)
Тонкой кишки
(огонь)
IG3
хоу-си
(шу 3)
IG4
вань-гу
(шу 3)
IG5
ян-гу
(шу 4)
IG8
сяо-хай
(шу 5)
IG1
шао-цзэ
(шу 1)
IG2
цянь-гу
(шу 2)
Мочевого пузыря
(вода)
V65
шу-гу
(шу 3)
V64
цзин-гу
(шу 3)
V60
кунь-лунь
(шу 4)
V40(54)
вэй-чжун
(шу 5)
V67
чжи-инь
(шу 1)
V66
цзу-тун-гу
(шу 2)
Почек
(вода)
R1
юн-цюань
(шу 1)
R2
жань-гу
(шу 2)
R3(5)
тай-си
(шу 3)
R7
фу-лю
(шу 4)
R10
инь-гу
(шу 5)
Перикарда (огонь)
МС9
чжун-чун
(шу 1)
МС8
лао-гун
(шу 2)
МС7
да-лин
(шу 3)
МС5
цзянь-ши
(шу 4)
МС3
цюй-цзе
(шу 5)
Трех обогревателей (огонь)
TR3
чжун-чжу
(шу 3)
TR4
ян-чи
(шу 4)
TR6
чжи-гоу
(шу 4)
TR10
тянь-цзин
(шу 5)
TR1
гуань-чун
(шу 1)
TR2
е-мэнь
(шу 2)
Желчного пузыря (дерево)
VB41
цзу-линь-ци
(шу 3)
VB40
цю-сюй
(шу 3)
VB38
ян-фу
(шу 4)
VB34
ян-лин-цюань
(шу 5)
VB44
цзу-цяо-инь
(шу 1)
VB43
ся-си
(шу 2)
Печени (дерево)
F1
да-дунь
(шу 1)
F2
син-цзянь
(шу 2)
F3
тай-чун
(шу 3)
F4
чжун-фэн
(шу 4)
F8
цюй-цюань
(шу 5)