Иайдзюцу
Кроме кендзюцу существовало еще одно искусство работы с мечом - ИАЙ_ДЗЮЦУ. Если кендзюцу было техникой фехтования мечом, уже вынутым из ножен, то в яйдзюцу работали над тем, чтобы мгновенно вытащить меч из ножен и сразу нанести решающий удар. Легенда рассказывает, что изобретателем яйдзюцу как отдельного искусства был самурай, который мечтал отомстить сильному врагу, отлично владеющему техникой кендзюцу. Успев первым вытащить меч и нанести удар, он не дал противнику возможности применить свои знания.
ИАЙ-ДЗЮЦУ является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом. Первоначально ИАЙ-ДЗЮЦУ Изучалось лишь как один из предметов в рамках школ комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо
(1603-1867) получило развитие как самостоятельное искусство.
В старейших школах бугэй XV-XVI вв. техника ИАЙ-ДЗЮЦУ представляла приемы неожиданного нападения. Например, в Катори синто:-рю: изучались приемы ИАЙ-ДЗЮЦУ С высоким выпрыгиванием из положения сидя на одном колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из засады. Позднее возобладал оборонительный стиль ИАЙ-ДЗЮЦУ, восходящий к Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:, давшую начало многим школам ИАЙ-ДЗЮЦУ.
В школах ИАЙ-ДЗЮЦУ были канонизированы приемы выхватывания меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как выдвижение меча из ножен большим пальцем левой руки, наложение правой ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д. Мастера овладевали приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение противника не явилось неожиданностью. Особенностью всех школ ИАЙ-ДЗЮЦУ был относительно маленький набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд. Многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что приближало тренинг в ИАЙ-ДЗЮЦУ к дзэнской медитации.
После реставрации Мэйдзи (1868) ИАЙ-ДЗЮЦУ пришло в упадок, но благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием иайдо: - Путь Иай.
Сохранились до настоящего времени и некоторые старинные школы ИАЙ-ДЗЮЦУ.
Техника яй-дзюцу изучалась (и изучается сейчас) в виде формальных упражнений, каждое из которых состояло из четырех обязательных элементов - быстрого выхватывания меча из ножен, собственно удара (иногда выполняли блок с последующим ударом или комбинацию ударов), движения стряхивания или вытирания с клинка "крови убитого врага" и медленное убирание меча в ножны.
Легенда рассказывает, что изобретателем яйдзюцу как отдельного искусства был самурай, который мечтал отомстить сильному врагу, отлично владеющему техникой кендзюцу. Успев первым вытащить меч и нанести удар, он не дал противнику возможности применить свои знания.
Другие виды оружия. Помимо двуручного меча к традиционному оружию самураев относятся короткий меч, копье, длинная палка (180 см) и алебарда. Алебарда - довольно тяжелое орудие длиной около 220 см изначально была мужским оружием, но позже ее стали использовать для защиты своего дома женщины из самурайских семей, которым не разрешалось носить мечи. При работе с алебардой используют лезвие, середину ручки и конец ручки (обычно на него надевали железный наконечник с острым шипом). При ударах используется
инерция этого довольно тяжелого орудия, поэтому многие движения похожи на работу двойным (байдарочным) веслом.
Сумо
В древних японских летописях есть легенда о том, как в 7-ой день, 7-го месяца, 7-го года эпохи Суйнин (29 г. до н. э. - 70 г. н.э.)
Император наблюдал за поединком - борьбой двух знаменитых воинов - Номиносукунэ и Тайманокэхая. По древнему (лунному) календарю 7-ой месяц приходился на август - период сбора первого урожая риса. Видимо, поединки сумо уже в те времена проводились регулярно в дни празднеств-благодарений богам за богатый урожай и были частью религиозного ритуала.
Благодаря легенде победитель этого поединка - Номиносукунэ - был обожествлен, стал одним из синтоистских богов, и до сих пор почитается в Японии как родоначальник сумо.
Первые достоверные сведения о сумо относятся к 642 году н.э., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла.
В программу праздника были включены соревнования по сумо между воинами дворцовой стражи и корейцами - охранниками посла. Начиная с того времени при дворе императора ежегодно устраивались турниры, приуроченные к празднику окончания осенних полевых работ. Первые поединки имели скорее не спортивное, а религиозное значение. Они сопровождались ритуальными танцами, молитвами и театральными представлениями на религиозные темы. Техника древнего сумо не отличалась утонченностью: борцовские броски и захваты сочетались с элементами бокса, а запрещенных приемов практически не было.
Древнее сумо делилось на два вида - поединки в императорском дворце и народное развлечение. Народное сумо было частью праздников, посвященных божествам,
приносящим урожай. Сохранилось множество легенд о народных турнирах. В них участвовали представители самых разных стилей борьбы, как местные жители, так и приезжие, а по некоторым легендам даже спустившиеся с гор ниндзя.
С самых древних времен один боец начинал схватку точно на востоке, второй - на западе.
Современное сумо сформировалось в эпоху Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новый могущественный класс искал новых развлечений. Таким развлечением и стала борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки,
подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней.
Абсолютная весовая категория в сумо начинается от 115 кг. Поэтому нередко можно увидеть, как на помост поднимаются борцы, вес одного из которых в два раза превышает массу другого (причем далеко не всегда победителем из поединка выходит именно первый). Ринг для борьбы сумо - дохё - представляет собой помост, приподнятый на 61 сантиметр над землей и покоящийся на прочном глиняном основании. Помост ограничен огромными жгутами из рисовой соломы, концы которых врыты в землю.
Схватка проходит на внутреннем круге диаметром чуть более 4,6 м. Во дворцах спорта навес над рингом,
напоминающий по форме крышу синтоистского храма, подвешивается к потолку зала. Раньше он поддерживался столбами по углам. Борцы выступают босиком и одеты только в традиционную набедренную повязку - широкий пояс, который пропускается между ног и четыре раза обматывается вокруг бедер. Один становится точно на восточной, второй - на западной стороне площадки.
Победителем считается тот, кто сумеет вытолкнуть соперника за пределы круга арены или заставить его коснуться земли любой частью тела кроме ступни. По правилам победа присуждается и в том случае, если противник сам случайно коснется земли. Поражение защитывается и бойцу, который теряет свой пояс - маваси.
Но такое случается очень редко, потому что нарочно срывать с соперника пояс не разрешается (за этим, а также за соблюдением других правил внимательно следит судья). Запрещается также бить противника кулаками и ногами, хватать за волосы, душить, наносить удары в грудь и живот, тыкать в глаза Для сумо принципиально важны честность поединка и судейства. Это вопрос не только спорта, но и религии.
Борца сумо называют
сумотори или
рикиси. На русский язык это слово можно перевести как "богатырь". Подготовка в сумо начинается с ранних лет и проводится с обязательным переселением борца в школу, где соблюдается строгий режим тренировок и режим питания. С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Борцы едят специальное блюдо из риса и мяса, которое готовят сами.
Сумоист ест один раз в день, но съедает не менее пяти обычных порций. Режим дня включает обязательный сон после еды. В программу тренировки входят упражнения на растяжку (несмогтря на огромный вес, любой сумоист без труда садится на шпагат), необходимые для того, чтобы обеспечить устойчивое положение в основной стойке сумо - низко присев с широко расставленными ногами и прямой спиной.
В современном сумо признано 82 основных приема Техника сумо в основном, как видно из правил, основана на выведении противника из равновесия. При этом используются две основные группы действий - сильные толчки и броски через ногу или через бедро.
Сумо оказало большое влияние на развитие дзю-дзюцу и айкидо, где выведение противника из равновесия остается одним из основных принципов выполнения техники.
В Японии сумо - это не просто спорт. Это искусство, сопровождаемое сложными религиозными ритуалами. Многие древние ритуалы сохранились в сумо до сих пор. Турниры начинаются с ритуала, когда служители религии синто возносят молитву к духу покровителю (ками) и благословляют площадку.
Перед каждой схваткой рикиси выстраиваются на помосте в круг и как можно сильнее топают, высоко задирая ноги, чтобы прогнать злых духов. Схватке предшествует психологическая борьба, когда бойцы сверлят друг друга взглядом, пытаясь мысленно уничтожить противника. Раньше - когда не ограничивалось время - бывали случаи, когда один из участников поединка не выдерживал взгляда соперника и сдавался без боя.
Сама схватка длится от нескольких секунд до несколько минут. Несмотря на огромный вес, борцы проявляют удивительную подвижность.
В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми. По поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов. Борцов сумо иногда специально нанимали для изгнания болезней и злых духов из богатых домов и даже из целых городов. Поэтому такое внимание придается весу борца - чем больше вес, тем больше злые духи должны бояться. Чемпионы сумо становятся народными кумирами, получают огромные деньги и пользуются величайшим уважением. Интересно, что привычка соблюдать строгий режим позволяет вышедшим в отставку борцам-сумоистам быстро и без вредных последствий для здоровья сбросить вес, вернувшись к облику обычного человека.
Самое большое достижение для борца-сумоиста - стать Ёкодзуна - Великим чемпионом. Это звание присваивается пожизненно. За триста лет титула екодзуна удостоились менее чем пятьдесят рикиси.