БУДО в КИНО
            Самурайские фильмы ассоциируются с именами Акиры Куросавы и Тосиро Мифуне. Но помимо Куросавы в Японии было немало режиссеров, успешно работавших в этом жанре Масаки Кобаяси, Кихачи Окамото, Хироши Инагаки. Своеобразный реквием – "Сумрачный самурай" Йоджи Ямадо о внутреннем мире самурая, его службе "на гражданке", доме, хозяйстве, женитьбе, рождении детей, учебе их в школе.

            Фильмы о людях, живущих не по законам, а по понятиям, но понятия эти нравственно гораздо выше кодифицированных законов. О людях, верных чувству долга своему клану. Но когда сюзерен нарушает бытующие в самурайской среде неписанные правила, самурай становится свободным от клятвы. Так поступил Исабуро Сасахара ("Бунт самураев"), выступив в защиту обычного человеческого чувства, попранного капризным князем. Сначала выполнив приказ Совета клана, взяв в жены своему сыну отвергнутую князем наложницу, после того, как та родила князю сына. Но когда, вследствие изменения ситуации, князь потребовал вернуть леди Ичи во дворец, этот же Исабуро гибнет в безнадежном бою, пытаясь обеспечить призрачное счастье своему сыну и его жене, которую тот по настоящему полюбил.

            Серджио Леоне много взял из самурайских фильмов: сравните последнюю дуэль в "Однажды на Западе" и "Бунт самураев". Медленно двигающиеся по кругу двое, лица и глаза крупным планом, руки на рукоятях мечей, но мечи еще в ножнах. Каждый ожидает первого движения от противника, ждет, что тот допустит ошибку, а пока никто из двоих не выхватывает оружие. Наконец короткое и резкое движение и все… поединок окончился раньше, чем успел начаться.

            С Мифуне часто играл другой замечательный японский актер Тацуя Накадаи ("Семь самураев", "Три негодяя в скрытой крепости", "Телохранитель", "Цубаки Сандзюро", "Бунт самураев"). И зрители знали, что в финале сойдутся достойные и равные противники, Сандзюро и Мурото, Исабуро и Таеваки Асано. (Из официальной аннотации: "Накадаи незабываем в небольшой роли друга, которого самурайский кодекс чести заставляет скрестить мечи с обреченным героем Мифуне. Их финальный поединок среди склоняющейся под ветром высокой травы – одна из самых незабываемых сцен в кино").
Другой актер Куросавы – Такеши Шимура: прообраз Криса в "Семи самураях", военачальник в "Тени воина", "Три негодяя…", "Телохранитель", "Сандзюро".
Герои всегда лучшие в своем роде, неповторимые во времени и пространстве, каждый самурай – произведение искусства. И гибель даже одного – невосполнимая потеря: вспомним финалы "Семи самураев" и "Сандзюро". Показательно, погибают они от огнестрельного оружия (Кицо и Кикучиё в "Семи самураях", Исабуро, Игути Сейбей из "Сумрачного самурая"), ведь трудно было бы в честном бою убить такого воина.

            Поединок – это вообще центральный, кульминационный момент, но не найдете здесь ничего общего с "Зорро" или фильмами Жана Марэ. Хотя нет: можно найти параллели и с "фильмами плаща и шпаги", и с "бойнями" "Дикой банды". В "Три негодяя…" – наверное, единственная в своем роде дуэль на копьях ("полуцитатой" перешедшая в "Красное солнце" с тем же Мифуне), ведь копье как оружие рукопашного боя появилось намного раньше, чем меч. В "Самурае-убийце" впечатляюще снята сцена финальной резни, когда главарь заговорщиков (Юносуке Ито, камердинер из "Сандзюро") бежит на врага с револьвером (!) и мечом, "кладет" охрану направо и налево револьверными выстрелами, презрев тем самым кодекс самурайской чести. Когда в ход идет все, мечи, дубины, кулаки, ногти, зубы. Задача каждого из заговорщиков – оттянуть на себя как можно больше стражей и уже умирая, цепляться за них коченеющими пальцами и зубами, чтобы освободить убийце путь к паланкину. А задача телохранителей – как волнорез обессилить, истощить эту волну нападающих. "Сандзюро" вообще надолго запомнится поединком с самым неожиданным, непредсказуемым финалом в истории кино. (Из официальной аннотации: "Два самурая стоят напротив друг друга. Короткий, но неторопливый разговор, внимательный взгляд – и молниеносная взрывная вспышка одного-единственного удара! И снова два самурая стоят друг напротив друга, но уже с выхваченными мечами... Хотя стоит только один, а напротив – медленно заваливающееся наземь мертвое тело, из которого хлещет кровь").

            "Расемон" – одна и та же история рассказывается четырьмя людьми, с каждым разом отличаясь от "первоначальной версии". "Сандзюро" – не вошедшая, к сожалению, в картину идея использовать цвет в черно-белом фильме: в том месте, где белые и красные камелии плывут по течению. "Бунт самураев" – о героях между дружбой и долгом. "Самурай-убийца" – сюжет описывает круг, и фильм возвращается к началу: финальная сцена покушения начинается с кадра засады из пролога.

     
Куросава Акира / Kurosawa Akira /
Дата рождения:    23.03.1910 г.
Дата смерти:    06.09.1998 г.
Место рождения:    преф. Токио, Япония



Акира Куросава — поистине великий художник, заслуживающий место среди лучших мастеров киноискусства всех времен и народов. Иероглиф Акира означает светлый, ясный. Иерогиф Куросава — черная равнина. Напрашивается каламбур, что великий режиссер светится над черным пространством японского коммерческого кино.

Акира Куросава родился в 1910 году, в кино пришел в двадцать шесть лет, работал художником, декоратором, ассистентом, сценаристом. Свой первый фильм «Легенда о дзюдо» поставил в военном 1943 году, старательно уходя от современной проблематики и подчеркивая необходимость нравственного самосовершенствования занятиями национальным видом борьбы. Эти тенденции характерны и для последующих фильмов «Новая сага о дзюдо» и «Наступающие тигру на хвост» — экранизации классической пьесы репертуара театра «Кабуки». После поражения японской военщины Куросава обратился к современной тематике. Светлый лирический рассказ о влюбленных, пытающихся провести свой выходной день, не имея ни денег, ни друзей («Великолепное воскресенье»), насыщен документальными эпизодами из жизни современного города. Но в следующих фильмах: «Пьяный ангел», «Тайная дуэль», «Бездомный пес», «Скандал» — Куросава тонко обличает пороки капиталистического общества. Врач обнаруживает у своего случайного пациента-гангстера открытую форму туберкулеза, делает все, чтобы спасти его от болезни и от подчинения гангстерской шайке, но юноша гибнет в очередной стычке с бандитами. Военный врач заражается, оперируя раненого сифилитика. Полицейский, у которого украли пистолет, разыскивает его в притонах, трущобах, развалинах, оставшихся от военных бомбардировок. Молодой художник старается защитить свою возлюбленную от шантажа. Во всех этих фильмах показано социальное зло, беды, приносимые порочным и жестоким обществом честному и поэтому беззащитному человеку. В главных ролях этих фильмов выступают атлетический красавец Тосиро Мифунэ и низкорослый толстогубый Tакаси Симура, обладающий на редкость выразительными глазами. Роли обоих актеров разнообразны, характеры их героев сложны и противоречивы. Но поистине удивительна легкость, естественность, органичность их глубоко прочувствованной игрой.

Куросава не делает далеко идущих политических выводов, подчас его критика носит либерально-демократический характер, но несомненен его воинствующий гуманизм, утвержденный совестью и справедливостью.

Всемирную славу, сенсационный успех принес Куросаве фильм «Расемон», получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1951 году. Он поразил и продолжает поражать зрителей по сей день своей необычностью, драматизмом, художественным мастерством, силой и глубокой человечностью. Успех «Расемона» возбудил всеобщий интерес к японскому кино. В Соединенных Штатах Куросаве был присужден «Оскар». В Европе и Америке зазвучали имена классиков — Тэйноскэ, Микио Нарусэ, Ясутзиро Одзу; современных мастеров — Имаи Тадаси, Ямамото Сацуо, Киноситы; посыпались премии в Канне, Берлине, Локарно. Ни один Венецианский фестиваль не обходился без премий японцам. Были награждены и многие другие фильмы Куросавы. Но в Японии и критика, и зритель сошлись к его нежданной славе более чем прохладно, объясняя это тем, что Куросава, мол, не чисто японский художник, ибо слишком зависит от Европы.

И Куросава, словно нарочно желая подтвердить это несправедливое мнение, выпускает ряд фильмов по произведениям Достоевского, Шекспира, Горького. И каждый раз происходит чудо: сохраняя безукоризненную верность идеям и стилистике европейских классиков, Куросава создает по их произведениям истинно японские фильмы, удивительно японские. Лица и имена героев, костюмы, обычаи, пейзажи во всех картинах, конечно, японские. И в то же время разве не мучительную противоречивость и буйную широту русского характера раскрывает Тосиро Мифунэ в роли Рогожина, и разве не тонкую духовность, застенчивость, скромность и непоколебимое стремление к правде и справедливости, столь типичная для русского интеллигента князя Мышкина, бережно доносит Масаюки Мори? Столь же русскими по духу являются и Василиса (Исудзу Ямада) и Лука (Хидари), и Васька Пепел (Тосиро Мифунэ) в экранизации «На дне». А могучие, клокочащие страсти шекспировских героев в фильме «Замок в паутине» или «Трон в крови» — по «Макбету» и в фильме «Paн» мотивам «Короля Лира»? Перенесенные в японское средневековье, эти трагедии поражают и могуществом чисто кинематографических решений: незабываема туча стрел, пронзающая Макбета, потрясающа бешеная скачка охотников в начале «Рана». Необузданные взрывы темперамента по-шекспировски (или по-японски?) сочетаются с тончайшими психологическими оттенками в игре большинства актеров.

Шекспировская страстность и монументальность в сочетании с психологизмом и, зачастую, с юмором характерны для большинства исторических фильмов Куросавы. В них решаются вечные нравственные проблемы.

Исторические фильмы Куросавы перемежаются современными. «Записки живого», «Злые остаются живымим», «Между небом и землей», «Рай и ад» несут в себе и детективные ситуации, и сатирические выпады, и философские размышления, и скрытую публицистику. Их сюжеты динамичны, человеческиe характеры очерчены остро и разнообразно, а идеи резко антикапиталистичны.

Но, несмотря на публицистичность, отчетливую идейную направленность, в этих фильмах живет печаль, а порой и отчаяниe. Их герои одиноки в своей борьбе и поэтому обречены на гибель. И, понимая это, они сознательно жертвуют собой. Акира Куросава не видит перспективы в борьбе с несправедливостью. Он видит возможность победы в другом — в творении добра. И поэтому устойчиво утверждает необходимость творить добро, бороться с унижением, эксплуатацией и порабощением человека. Куросава не боится прямого морализирования, провозглашения своих убеждений открытым текстом, устами действующих лиц. особенно ярко эта тенденция проявляется в фильмах «Жить» (1852 г.) и «Додэскадэн» (1970 г.). Успехи прогрессивных режиссеров, да и растущая популярность самого Акиры Куросавы, а главным образом, усталость oт вмешательства продюсеров, побудили первого кинорежиссера Японии рискнуть. И он вложил все свое состояние в постановление фильма «Красная борода», снятого в 1965 году по популярному роману писателя Ямамото Сюгоро. Это один из самых масштабных и значительных фильмов Акиры Куросавы. В нем особенно резко сказались гуманизм режиссера, его пристальное внимание нуждам и страданиям трудящихся.

Художественный успех картины был очевидным и несомненным, но преодолеть прокатные препятствия Куросаве не удалось. Финансовую катастрофу не предотвратила даже сборы мирового проката. Чтобы выйти из денежных затруднений, Куросава согласился на приглашения американских продюсеров. Но вместо постановки задуманного фильма «Стремительный поезд» ему стали навязывать комерческое эротическое ревю. После долгих и изнурительных уговоров ему удалось получить «гигантскую и самую дорогостоящую» (по утверждениям рекламы) постановку «Тора-Тора-Тора» о начале японо-американской войны. Акира Куросава намеревался создатъ острый, антивоенный фильм, но, прочитав сценарий, воспевающий мощь империализма, узнав, что окончательный монтаж фильма будут производить американские режиссеры, отказался и вернулся на родину, сопровождаемый грязными насмешками прессы, намеками на психическую неполноценность и прямыми обвинениями в «красных» настроениях. Около пяти лет великий режиссер оставался без работы. Большинство своих произведений Куросава поставил в крупнейшей японской кинокомпании «Тохо». Ее руководство предоставляло завидную гибкость, привлекая талантливых и именитых кинематографистов, и порою, сообразуясь с общественными настроениями и производственной конъюнктурой, позволило им создавать прогрессивные и даже острокритические фильмы. Однако в связи с укреплением экономического могущества Японии, с ростом реваншистских и милитаристских направлений, а также с усилением конкуренции американских кинофирм и телевидения в японском кино наметился кризис. Обанкротилась крупнейшая фирма «Синтохо». Идеологический контроль и давление на творческих работников к концу пятидесятых годов усилилось и наиболее смелые и упорные художники вновь стали предпринимать попытки организации самостоятельных, независимых кинокомпаний. В 1969 году Кэйскэ Киносита, Кон, Масаки Кобаяси и Акира Куросава создают независимую компанию «Четыре всадннка». На деньги, одолженные у друзей, в невиданно короткие сроки, без декораций, на городской токийской свалке без именитых актеров и широковещательной рекламы Акира Курасава снимает «Додэскадэн» (по Ямамото Сюгуро). Этот фильм густо населен разнообразными персонажами, объединенные лишь местом обитания, — огромной городской свалкой. Здесь в лачугах, землянках, кузовах разбитых ютятся отбросы общества. Грязные, пьяные, одичавшие, грубые, странные и смешные, но люди! Их жизнь, их взаимоотношения бессмысленны, алогичны, порою грязны, но и в них можно обнаружить человечность и доброту. И даже справедливость, гордость, самоотверженность.

Премьера состоялась в Москве на VII Международном кинофестивале. Приз Союза кинематографистов, восторженные рецензии на многих языках мира и снова — блокада фирм и финансовый крах. И однажды газеты принесли ошеломляющую новость : Акира Куросава кончил жизнь самоубийством. С трудом удалось его спасти. И снова почти пятилетний перерыв. И вновь попытка работать за рубежом. На этот раз в Советском Союзе. И, к счастью, попытка удачная.

В 1975 году на «Мосфильме» Акира Куросава создает фильм «Дерсу Узала» по книге замечательного русского путешественника Арсеньева. Это поэма о вечной и прекрасной природе, о чистых и братских человеческих отношениях, о месте человека в окружающей его действительности. Совместно с советскими кинематографистами, с советскими актерами Соломиным, Чокморовым, Мунзуком и другими, несмотря на некоторую растянутость и фрагментарность сценария, Куросаве удалось создать сильное, монументальное произведение. Золотой приз на IX Международном кинофестивале в Москве в 1975 году, американский «Оскар» в 1976 году, широкий прокат с участием советских киноорганизаций — все это вернуло Куросаве творческие силы и уверенность в себе. Неспешно и тщательно ставит он исторические фильмы, сложные и роскошные, с впечатляющими массовыми сценами с жестокими боями, столь милыми японскому зрителю: «Кагемуша» («Тень воина», 1980 год, приз фестиваля в Канне) и «Ран»(1986 год, по мотивам тргедии Шекспира ««Король Лир»). Можно с уверенностью утверждать, что это — шедевры, вершины кинематографического мастерства. Но зрителями и большинством критиков принимается с прохладным почтением, как произведения общепризнанного, но устаревшего, почившего на Олимпе классика. Как классика его принимают теперь во всем мире, где постоянно устраивают ретроспективные тематические показы фильмов. Но фестивали и фильмотеки доходов не приносят…

Акира Куросава обладает волшебной необъяснимой способностью сохранять смысл, дух экранизируемых произведений, перенося их в Японию, вольно перестраивая их фабулы, меняя даже характеры персонажей. Так было с «Идиотом» Достоевского, «На дне» Горького. Обращался он и к Шекспиру в «Троне в крови» или «Замке паука», поставленном по мотивам «Макбета». В лучших произведениях Куросавы — в «Расемоне», «Семи Самураях», «Красной бороде» — присутствовали шекспировские страсти, шекспировское умение видеть в индивидуальном всеобщее, сочетать высокое и низкое, трагедийное и комическое, свободно фантазировать в изображении разных эпох, сохраняя всегда и повсюду связь с той, новой эпохой, зритель которой воспринимает его творения. Наша современность дышит в фильмах Куросавы. И, несмотря на то, что значение Акиры Куросавы для всех понятно, расцвет его творчества осложнен организационными, финансовыми, прокатными и идеологическими препятствиями.

В начале семидесятых годов, вскоре по выздоровлении после попытки самоубийства, Акира Куросава задумал экранизацию «Короля Лира». Но японские фирмы и крупные продюсеры не рискнули отпустить на это немалы средства. В 1975 году успех японо-советского фильма «Дерсу Узала», получившего «Оскара» и довольно широкий прокат, возродил мысль о Лире. В 1978 году был закончен сценарий, написанный вместе с Хидэо Огуни (одними из авторов «Расемона», «Жить», «Семерых Самураев», «Макбета», «Сандзюро», «Красной бороды», и других фильмов Куросавы). Вскоре к работе присоединился Масато Идэ, соавтор «Красной бороды». Но денег снова не нашлось: пугали масштабы постановки.

Тогда, опираясь на американских режиссеров-продюсеров Ф.Копполу и Д.Лукаса, фирму «XX век Фокс» и американское телевидение (для которого Куросава и Коппола даже сделали какой-то фильм, не упоминаемый в фильмографиях ни того, ни другого), Акира Куросава и собранный им коллектив поставили монументальный цветной исторический фильм «Кагемуша» («Тень воина»), который режиссер объявил генеральной репетицией к «Лиру».

«Кагемуша» был удостоен главного приза в Канне в 1980 году, собрал на Западе всевозможные восторги прессы («Барочное великолепие!», «Предел изобразительности!» и так далее), но в Японии успеха не имел и ожидаемых сборов не сделал. И снова поиски денег, нападки и ложные сенсации прессы, чередование отчаяния и надежд. Наконец, в 1983 году французский продюсер фильмов Бунюэля С.Зильберман рискнул и, при поддержке министерства финансов Франции, уговорив участвовать крупных прокатчиков Японии, собрал три миллиона долларов.

Съемки велись в пустынных горных районах Японии на натуре, в старинных замках. Но главный замок на склонах горы Фудзи, подлежащий пожару и разрушению, пришлось все-таки построить. Участие тысяч статистов, сотен лошадей, нескольких камер для одновременной съемки битв, наконец, приглашение именитых актеров, все это надо было оплатить. И только великолепной работой режиссерско-административного штаба Акиры Куросавы можно объяснить чудо: фильм продолжительностью около 3-х часов в 1985 году вышел! Первые же его кадры ошеломляют. Под слепяще яркосиними небесами, по изумрудным полям, в пыльном мареве мчатся кони, мелькают доспехи, оружие, грозные лица самураев... Но пока это только королевская охота. Как же режиссер, в предвидении многих батальных сцен, поединков, гроз, решился начинать в таком темпе, с таким темпераментом? Ведь дальше нужно будет нагнетать напряжение! «Король Лир» («Ран», что значит «Смута», но и «Безумие» тоже) заслуженного успеха не имел, в Японии был принят с холодным почтением, за ее рубежом тоже достаточно равнодушно. В критике разных стран появилось несколько серьезных и глубоких статей. Но сборов хороших не было. Продюсеры, проявив настойчивость и расторопность, оправдали свои расходы. Но оправдались ли расходы души и таланта художника?

И все же  — «Ран» навечно останется на экранах как образец высокого искусства.
Автор оригинала для анимационного фильма:

2004 - 7 самураев

Режиссер в кино:

1993 - Еще рано
1991 - Августовская рапсодия
1990 - Сны Акиры Куросавы
1985 - Ран
1980 - Тень воина
1975 - Дерсу Узала
1970 - Под стук трамвайных колес
1965 - Красная борода
1963 - Рай и ад
1962 - Санзюро
1961 - Телохранитель
1960 - Плохие спят спокойно
1958 - Скрытая крепость
1957 - На Дне
1957 - Замок паутины
1955 - Я живу в страхе
1954 - Семь самураев
1952 - Жить
1951 - Идиот
1950 - Расемон
1950 - Скандал
1949 - Бездомый пес
1949 - Молчаливая дуэль
1948 - Пьяный ангел
1947 - Великолепное воскресенье
1946 - Не жалею о своей юности
1946 - Люди, творящие завтра
1945 - Сугата Сансиро, часть II
1945 - Идущие за хвостом тигра
1944 - Самые красивые
1943 - Сугата Сансиро
1941 - Лошадь

Сценарист в кино:

2002 - Лишь море знает
1993 - Еще рано
1991 - Августовская рапсодия
1990 - Сны Акиры Куросавы
1985 - Ран
1980 - Тень воина
1975 - Дерсу Узала
1970 - Тора! Тора! Тора! - в титрах не указан
1970 - Под стук трамвайных колес
1965 - Гений дзюдо
1965 - Красная борода
1964 - Гнев
1963 - Рай и ад
1962 - Санзюро
1961 - Телохранитель
1960 - Плохие спят спокойно
1958 - Скрытая крепость
1957 - Замок паутины
1957 - На Дне
1955 - Я живу в страхе
1954 - Семь самураев
1952 - Жить
1951 - Идиот
1950 - Расемон
1950 - Скандал
1949 - Бездомый пес
1949 - Молчаливая дуэль
1948 - Пьяный ангел
1947 - Великолепное воскресенье
1946 - Не жалею о своей юности
1945 - Сугата Сансиро, часть II
1945 - Идущие за хвостом тигра
1944 - Самые красивые
1943 - Сугата Сансиро
1941 - Лошадь

Продюсер в кино:

1991 - Августовская рапсодия
1980 - Тень воина
1970 - Под стук трамвайных колес
1965 - Гений дзюдо
1965 - Красная борода
1963 - Рай и ад
1961 - Телохранитель
1960 - Плохие спят спокойно
1958 - Скрытая крепость
1957 - На Дне
1957 - Замок паутины
1949 - Бездомый пес
          НЕКОТОРЫЕ ФИЛЬМЫ
             АКИРЫ КУРОСАВЫ


РАН
Акира Куросава
Формат: VHS
Япония, XVI век. Стареющий правитель Хидетора объявляет о разделе своих владений между тремя сыновьями.
Обманутый фальшивыми уверениями в верности двух старших сыновей, Хидетора прогоняет младшего, осмелившегося утверждать, что решение отца навлечет гибель на весь их род. Став жертвой коварного предательства, Хидетора лишается рассудка, а между его наследниками начинается беспощадная братоубийственная война



Пьяный ангел
Yoidore tenshi
Формат: VHS
Отличная режиссерская работа великого мастера Акира Куросавы, которую украшает великолепная игра актеров, и прекрасная музыка к фильму.
В нищем и грязном районе, в унылом бараке, превращенном в больничку, ведет прием пациентов врач. Однажды к нему обращается за помощью молодой хулиган, раненный в драке с местными гангстерами, врач обнаруживает у своего непокорного пациента туберкулез, и постепенно, стараясь завоевать доверие, задобрить злобного парня, привязывается к нему, старается не только вылечить, но и спасти его от одиночества, отчаяния, пьянства. Снисходительность, доброта и терпение врача пробуждают в угловатом хулигане отзывчивость, благодарность, человечность, солидарность. Когда вновь появляются гангстеры, "Пьяный ангел", не желая подчиняться законам преступного мира, законам злобы, бросается на защиту наивной и доверчивой медсестры.



Красная борода
Akahige / Red Beard
Формат: VHS
1965
Красная борода - это прозвище врача больницы для бедных, в которую после университета попадает молодой и честолюбивый доктор Ясумото. Он не принимает порядков, царящих в больнице, строгости и порой, грубости доктора. Только со временем Ясумото понимает, что за жесткостью и суровостью Красной бороды скрывается безграничная доброта, высокая нравственность и подлинное милосердие. Он постигает истинное предназначение врача и признает его своим учителем.




Верха и низы
High And Low
Формат: VHS
1963
Один из лучших полицейских триллеров, когда - либо созданных в мире (Нью - Йорк Таймс). Из довольно простой истории Акира Куросава делает изумительно великолепный, наполненный юмором и в тоже время очень эмоциональный фильм. А суть этого фильма состоит в том, что преуспевающий бизнесмен в решающий момент должен решить для себя, заплатит ли он выкуп похитителям, которые по ошибке выкрали не его сына, а сынишку человека, работающего у него шофером. Как и все фильмы этого замечательного режиссера, картина исследует внутренний мир человека и глубинные мотивы его поступков.




Плохие спят спокойно
Warui yatsu hodo yoku nemuru
Формат: VHS
1960
Действие фильма разворачивается в послевоенной Японии. Сын мстит за смерть своего отца, высокопоставленного чиновника, который был вынужден совершить самоубийство, беря на себя чужую вину, в соответствие с заключенным "джентльменским соглашением"...




Икиру жить
Ikiru
Формат: VHS
1952
Старик, узнавший о скорой кончине, узнавший о равнодушии близких, узнавший, что жизнь прожита зря, решает, что детская площадка на месте зловонного пустыря - это то, что он оставит этому миру после себя...






Трон в крови
Throne of Blood
Формат: VHS
1957
Перемещение шекспировского Макбета в средневековую Японию. После грандиозной победы на поле брани, заблудившись в дремучем лесу, лорды Васидзу и Мики наталкиваются на загадочную вещую старуху, которая предсказывает великое будущее Васидзу, и еще более великое - потомкам Мики. Выбравшись из леса, они действительно получают вызов и почетные назначения от императора. Васидзу, подстрекаемый амбициозной женой, и задумывает пойти дальше предсказаний старой колдуньи, но судьба есть судьба...




Скрытая крепость
Kakushi toride no san akunin / The Hidden Fortress
Формат: VHS
1958
Этот фильм Акиры Куросавы является примером совершенства в жанре приключенческого кино. На Берлинском кинофестивале в 1959 году он был награжден главным призом за режиссерскую работу. Давным - давно в далекой Японии бушевали феодальные врйны. Молодая прекрасная и решительная принцесса, наследница прявящего клана, и ее верный самурай волею судьбы вынуждены скрываться в потайной никому не известной крепости от неминуемой гибели. Для того, чтобы перебраться на безопасную территорию, у них родился план - под видом обыкновенных крестьян отправиться в дорогу с грузом золота, спрятанного в дровах. В помошники они взяли себе двух случайных бродяг, двух негодяев, которые, прознав про золото, ни о чем другом, кроме как о золоте, и думать не могли.




Расемон
Формат: VHS
1950
Этот фильм, снятый Акира Куросава в 1950 году - по жанру это криминальная драма, сделанная в философско-психологическом ключе. Действие картины происходит в средневековой Японии. В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. Есть четыре точки зрения - у каждого из четырех свидетелей - своя. Каждая проливает дополнительный свет на случившиеся, добавляя дополнительные детали к случившемуся. Однако какая же версия является истинной если каждая претендует быть наиболее правдивой? Фильм получил несколько престижных наград, в том числе Гран При Венецианского фестиваля в 1951 году.





Семь самураев
Seven Samurai
Формат: VHS
Другие форматы: DVD
1954
Действие картины происходит в XVI веке, в раздираемой войной Японии. Крестьяне, разоренные и доведенные до отчаянья разбойниками, нанимают семерых самураев, чтобы защитить свой урожай. Семь человек - семь разных характеров. У каждого из нанятых самураев есть свои веские причины, чтобы согласиться на эту малооплачиваемую и рискованную работу: один, опытный воин, воспользовался возможностью приобрести верных друзей, другой одержим юношеским романтизмом. Аскет, отрешенный от всего, кроме оттачивания своего мастерства. Бедняк, рубивший дрова за чашку риса. Бывший крестьянин, весельчак, помогающий товарищам метким словцом в минуты опасности. Эти вот воины и сплачивают жителей деревни в борьбе против разбойников, которые по сути - такие же несчастные жертвы эпохи. Акира Курасова не идеализирует ни одного из героев, но создает яркие, выразительные, и достоверные образы. Вся картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим духом и человечностью.

Санзюро
Sanjuro
Формат: VHS
1962
Этот фильм великого режиссера Акира Курасова является продолжением фильма "Телохранитель". Извечный, и во многом наивный, сюжет о борьбе добра со злом, перенесенный на японскую почву с экзотическим самурайским антуражем.
Тосиро Мифуне в этом фильме играет видавшего виды самурая, который приходит на помощь группе молодых, напористых, но в то же время неуверенных в себе воинов. Он помогает подавить злобу и противоречия в их собственном клане и тем самым меняет их устоявшиеся представления об истинном самурае.
Фильм насыщен добротным юмором и захватывающими боевыми сценами. Вот что по этому поводу писал кинокритик Александр Уокер в "London Evening Standart" - "Не садитесь слишком близко к экрану!"



Гений дзюдо
Judo Saga
Формат: VHS
1943
"Гений Дзюдо" - первый фильм выдающегося режиссера, создан в 1943 году. когда Акира Курасова было 33 года. В этом фильме играет Тосиро Мифуне, снимавшийся во многих фильмах Куросавы.
Токио, 1883 год. Санзюро Сюгато, деревенский юноша приезжает в столицу, чтобы обучаться Джиу - Джицу. Мастера разных школ борются за место инспектора школ боевых искусств при городской полиции. Тот, кто станет инспектором, сможет продвигать свою школу, обеспечив ей официальную поддержку. Мастер, к которому попал Санзюро, со своими учениками нападают на мастера школы Дзюдо, соперника на место инспектора. Благородство и мастерство, с которым тот отразил нападение, поразили юношу. Всю свою жизнь он посвятил Дзюдо, найдя в нем не только боевое искусство, но и путь к гармонии и духовному совершенству.



Телохранитель
Yojimbo
Формат: VHS
1961
Безусловно этот фильм является одним из лучших, когда-либо созданных, в жанре экшн гением японского кино А. Куросавой. Тосиро Мифуне, так же как и в великолепной семерке самураев "Семь самураев" блестяще сыграл главную роль в этом фильме и получил главный приз на фестивале в Венеции в 1961 году как лучший актер.
Ветер несет сухие листья по пустынным улицам захолустного городка, и на одной из этих улиц появляется одинокий странник - самурай по имени Санзюро. Этот персонаж Акиры Куросавы совсем не похож на смазливых героев американских вестернов, которые с фатальной неизбежностью выбирают правильную сторону. Санзюро - откровенный наемник, готовый на все, лишенный чувства долга и морали. Не задумываясь он переходит на сторону тех, кто больше заплатит. Ну а его противники, местные головорезы, настолько злобны, что становятся смешными, не пробуждая ни сочувствия, ни чувства жалости. Гибель большинства из них в их собственном кровавом аду неизбежна.



Августовская рапсодия
Hachigatsu no kyoshikyoku
Формат: VHS
1991
Фильм выдающегося режиссера Акиры Куросавы, воссоздавшего события атомной бомбардировки японского города Нагасаки в конце Второй Мировой войны. Огромное количество людей погибло в тот ужасный день, а ..









На Дне
Donzoko
Формат: VHS
1957
Выдающийся мастер кино Акира Куросава, на этот раз обратился к произведению Алексея Максимовича Горького. И привнес в классический сюжет свой неповторимый и легко узнаваемый стиль, когда драматизм соединяется...


                         Тосиро Мифунэ  

                                  Биографическая справка


       Тосиро родился когда его родители работали в Китае.В этой стране он вырос и получил образование (Порт Артур). После того, как университет был окончен, Тосиро изучал искусство фотографии, а во время Второй Мировой войны служил в армии.
   В 1947 году принял участие в конкурсе "Новые лица", который проводила кинокомпания Toho Studios, но не прошел отборочный тур. Однако, он привлек к себе внимание режиссера Кадзиро Ямамото, который порекомендовал юношу режиссеру Сенкичи Танигучи, что позволило Мифуне получить свою первую роль в кино - картина "Время новых дураков".
   Первый успех актеру принесла роль гангстера Эдзима в фильме "По ту сторону серебряного хребта" (1947).
   Примерно в это время Тосиро познакомился и подружился с Акирой Куросавой. Эти два человека составили самый известный за всю историю японского кино творческий тандем.
   Их совместная картина "Пьяный ангел" (1948) стала первой из 16 фильмов Куросавы, в которых Тосиро создал незабываемые характеры, полные выразительности и темперамента.
   Фильмы Куросавы, особенно картина "Расёмон", сделали Мифуне самым известным в мире японским актером. Их совместное творчество закончилось в 1965 году во время съемок фильма "Красная борода" (1965) из-за разногласий личного характера.
   Но это не помешало Мифуне продолжить карьеру в кино, играя главные роли в наиболее значительных японских и иностранных фильмах.
   Дважды Мифуне был назван лучшим актером на Международном фестивале в Венеции. Участие Тосиро в американском фильме "Большой приз" принесло актеру деньги, на которые он основал собственную студию.
   С тех пор Мифуне начинает продюсерскую деятельность, а так же становится режиссером одного фильма.
   В конце 60-х и начале 70-х довольно много снимается за рубежом - картины "Ад в Тихом океане" (1968), "Красное солнце" (1971) и другие работы.
   На протяжении своей карьеры Тосиро сыграл десятки самых разноплановых ролей, среди которых есть разбойник, врач, военный министр, легендарный японский воин Миямото Мусаси, написавший книгу "Пять колец", которая лежит на столе у каждого японского бизнесмена, телохранитель, рикша и Рогожин из романа Достоевского "Идиот".
   Среди фильмов, в которых актер участвовал на протяжении 80-х годов, особенным успехом пользовался телевизионный сериал "Шоган" (Сёгун - 1980).
   В конце 80-х, начале 90-х актер снимался преимущественно в зарубежных фильмах, которые не были коммерчески успешными, но представляли собой образцы высокого актерского мастерства и добросовестной работы всего творческого коллектива. [an error occurred while processing this directive]

Фильмы, в которых снимался Актер:

1949 - Бездомный пес
1950 - Расемон
1951 - Идиот (1951)
1952 - Семь самураев
1954 - Самурай: Мусаши Миямото
1955 - Самурай II: Дуэль в храме
1956 - Самурай III: Поединок на острове
1957 - Трон в крови / Макбет
1958 - Скрытая крепость
1961 - Телохранитель
1962 - Телохранитель 2 / Санзюро / Санджуро
1962 - 47 ронинов / 47 самураев
1965 - Красная борода
1965 - Самурай-убийца
1965 - Гений дзю-до
1966 - Меч судьбы
1966 - Гран При
1967 - Бунт самураев
1969 - Красный Лев
1969 - Знамёна самураев
1971 - Красное Солнце
1979 - 1941
1989 - Смерть мастера чайной церемонии